Современная методика развития речи учеников как особая область методики обучения российскому языку находится на качественно новом этапе своего развития
Во-первых, она синтезирует данные культурологии, философии, логики, дидактики, психологии, физиологии, психолингвистики, социолингвистики, етнолингвистики и других научных дисциплин, которые изучают язык, речь, языковую деятельность. Необходимость изменений в содержании и технологии методики развития речи диктуют такие фундаментальные лингвистические новации, как языковая личность и когнитивная лингвистика
Во-вторых, содержание методики развития речи, ее цели и задачу определяются (и всегда определялись) так называемому социальному заказом, историческими реалиями, ретранслятором которых для всех частных методик служит дидактика. Основными принципами современной дидактики есть личностно ориентированные установки (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности), культурно ориентированная направленность (принцип образа мира, принцип целостности содержания образования, принцип смыслового отношения к миру, принцип ориентировочной функции знаний, принцип овладения культурой) и деятельно ориентированные принципы (принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, принцип опоры на предыдущее развитие и креативный принцип). Изменения, которые происходят в современной педагогической науке, некоторые исследователи определяют как революционные
И, в-третьих, принципиально важным для методики развития речи событием является возрождения риторики - речеведческой дисциплины, которая служила в России к второй половине XIX В. надежным пособием из обучения речи
Все вышеперечисленные особенности современной методики развития речи находят отражение в монографиях и учебных пособиях Е. В. Архиповий "Вопрос языкового развития младших школьников" (1995), "Работа над значением слова в начальной школе" (1996), "Уроки развития речи в начальной школе" (1999) и, в конце концов, " Основы методики развития речи учеников" (2004). В последнем учебном пособии для студентов автор определяет предмет методики развития речи учеников и задача курса, описывает связь методики развития речи с другими науками, в кратком виде представляет такие важные с точки зрения обучения речи понятия, как язык, речь, языковая деятельность, этапы порождения речи (структура языкового акта), и приводит короткие сведения из истории становления методики развития речи (глава "Теоретические основы методики развития речи учеников"); рассматривает закономерности усвоения речь и принципы обучения языку, принципы языкового развития, методы развития речи, типологию языковых упражнений, урок развития речи (глава "Методическая система развития речи учеников");
Останавливается на обучении культуре речи, обогащении словаря и грамматического порядка речи учеников, обучении языковой деятельности, работе по предупреждению языковых ошибок и диагностике языкового развития учеников (глава "Развитие речи и содержание обучения родному языку").
Как теоретический фундамент автором взятая одна из выдающихся речеведческих концепций XX век - теория закономерностей усвоения родного речи Л. П. Федоренко. Шесть закономерностей усвоения родного речи, сформулированные большим ученым-методистом еще в начале 60-х гг. прошлого века, и принципы, которые вытекают из них, обучение родному языку почти на полвека опередили свое время. В начале третьего тысячелетия они выходят на авансцену методической мысли
Следует также заметить, что в России специальное обучение речи из первой половины XVIII В. к второй половине XIX В. осуществлялось в рамках риторики. Продолжая и развивая методические традиции М. В. Ломоносова, россияне риторики на протяжении столетия были надежными комплексными помощь по развитию речи. Риторика как практическое руководство к овладению и владению речам предусмотрела методические принципы обучения речи, которые вытекают из закономерностей усвоения родного речи, то есть открытые Л. П. Федоренко закономерности усвоения родного речи находили и находят свое эмпирическое обоснование и воплощение в риторике. Именно этим объясняется, на наш взгляд, органичность включения в предлагаемую Е. В. Архиповий методику неориторического материала - структура языкового акта, приемы моделирования замысла текста, прием развертывания текста, прием прогнозирования темы, моделирование ситуаций и др.
Центральное место в новом учебном пособии занимает теория принципов языкового развития, сформулированная и обоснованная с учетом современных лингводидактических исследований. Определяется восемь принципов языкового развития: коммуникативный принцип обучения языку, когнитивный принцип, социокультурный принцип изучения языки и обучения речи, принцип градуальности как развивающий принцип обучения языку, принцип единства изучения языки и обучения речи, принцип опоры на алгоритмы речи, принцип целостности процесса формирования лексико-грамматического порядка речи, принцип сопоставления и дифференциации языки в процессе языкового выбора. Исследователь убедительно доказывает объективную необходимость учета этих принципов для полноценное языкового развития учеников, оставляя при этом пространство для мысли думающего читателя
Например, обосновываясь социокультурный принцип изучения языки и обучения речи (с. 33 - 38), Е. В. Архипова находит его исторический прообраз в отечественной методике начала XX В. (учебный предмет "Мироведение"), рассматривает два современных подхода к него терминологического обозначения (культуроведческий и социокультурный) и содержит: "Думающий учитель сможет сам определиться с терминологией, понимая, что суть остается одна: история и культура народа, современный залог общества и место человека в нем - все должно найти отражение в содержании обучения родному языку" (с. 36).
Е. В. Архипова вводит в научный поворот оригинальные лингвометодические понятие: принцип градуальности, методическая лингводиагностика, орфонимическая ошибка, методический формуляр текста, матрица уроков, матрица творческих работ и др. Все новации основываются на глубоком знании истории методики развития речи, которая позволяет определить магистральный эволюционный путь развития науки
Революция или эволюция? Новое в методике развития речи учеников
Комментариев нет:
Отправить комментарий