Одна из вечных тем в литературе — тема любви — проходит сквозь все творчество В. Маяковского. «Любовь — это сердце всего. Если оно прекратит работу, все другое отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не оказываться во всем», — вважавпоет.
Жизнь Маяковского со всеми его радостью и неприятностями, болью, отчаянием — все в него стихах. Произведения поэта рассказывают и о его любовь, и о том, которым оно было или когда его не было. Любовь-Страдание, любовь-мучение преследовало его лирического героя. Откроем поэму «Облако в штанах» ( 1914 г.) и нас сразу, из первых строк охватывает тревожное чувство большой и пылкой любви:
Мама!
Ваш сын прекрасно болен!
Мама!
В него пожарсердца.
Это трагическая любовь не выдумана. Сам поэт указывает на правдивость тех переживаний, которые описаны в поэме:
Вы думаете, это бредит малярия?
Это было,
Было В Одессе.
«Приду в четыре», — сказала Мария.
Но исключительное за силой чувства приносит не радость, а страдание, и весь ужас не в том, что любовь безмолвная, оно вообще невозможное в этом страшном мире, где все продается и покупается. За личным, интимным просвечивает большой мир человеческих отношений, мир, вражеский любви. И этот мир, эта действительность отняли у поэта возлюбленную, украли любовь
и Маяковский выкрикивает: «Любить нельзя!». Но не любить он не мог. Прошло не больше года, и сердце снова разрывают мучения любви. Его чувства находят отражение в поэме « Флейта-Позвоночник». И снова не радость любви, а отчаяние звучит в поэме:
Версты улиц взмахами шагов мну,
Куда уйду я, этот ад тая!
Какому небесному Гофману
Выдумалась ты, проклятая?!
Обращаясь к Богу, поэт взывает:
...слышишь!
Убери проклятую ту,
Которую сделал моей любимой!
О том, что и теперь поэт не нашел в любви праздника, счастье, говорят и другие произведения Маяковского 1916- 1917 лет. В поэме «Человек», что звучит как гимн человеку-творцу, любовь возникает в образах, которые выражают лишь страдание:
Гремят на мнет
Наручники,
Любви тысячелетия...
И только
Боль моя
Острей —
Стою,
Огнем обвит,
На несгорающем костре
Немыслимой любви.
В стихах, обращенных к любимой, столько страсти, нежности и вместе с тем сомнения, протеста, отчаяния и даже возражение любви:
Любовь!
Только в моем
Воспаленном
Мозгу была ты!
Глупой комедии остановите ход!
Смотрите —
Срываю игрушки-латы
Я,
Величайший Дон-Кихот!
В двадцатые года Маяковский пишет одну за одной поэмы «Люблю» (1922 p.), « Об это» (1923 p.). Поэма «Люблю» — это лирико-философское раздумье об
Любовь, о ее сущности и месте в жизни человека. Продажной любви поэт противопоставляет любовь искренняя, страстное, верное, которое не могут смыть ни ссоры, ни версты. Но уже в поэме « О зто» лирический герой возникает перед читателями снова мятежным, он страдает, мучится недовольной любовью. Поэт глубоко переживает, что радости жизни его не затронули:
В детстве, может,
На самом дне,
Десять найду сносных дней.
A то, что вторым?!
Для меня бы этого!
Этого нет.
Видите —
Нетего!
Дале, поворачиваясь из будущего в действительность, поэт с горечью замечает:
Я свое, земное, не дожил,
На земля
Свое недолюбил.
Конечно, нельзя ставить знак равенства между лирическим героем поэмы и автором. Но то, что в поэме « Об это» ее лирический герой несет в себе реальные черты автора, — это несомненно, об этом говорят многому деталей поэмы. Любовь поэта была сильной. Но уже в 1924 году, в стихе «Юбилейное» в задушевной беседе с Пушкиным Маяковский с улыбкой сообщает:
Я
Теперь
Свободен
Вот любви
И вот плакатов.
и, оглядываясь на прошлое, поэт с едва заметной иронией говорит:
Было всякое:
И под окном стояние,
Письма,
Тряски нервное желе
Вот
Когда
И горевать не в состоянии —
Это, Александр Сергеевич,
Много тяжелей...
...Сердце
Рифмами вымучь —
Вот
И любви пришел каюк...
Эти строки, разумеется, не возражают любви вообще. В стихе «Тамара и Демон», опубликованному в феврале в следующем году, Маяковский с грустью констатировал: «Любовь я заждался, мне 30 лет». А в стихе «Прощание» иронизирует:
Где вы,
Сватьи?
Подымись, Агафья!
Предлагается
Жених невиданный.
Выдано ль,
Что человек
С такой биографией
Был бы холост
И старел невыданный?!
Сердце поэта алкала любовь, но оно не приходило. « Как-Нибудьживи один и грейся», — пишет поэт в одном из стихов. Сколько горечи в этих словах, горечи, которую полного мерой выпил Маяковский. Но он не мог согласиться с неосуществимостью любви, его недосягаемостью:
Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают —
Значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — кто-то хочет, чтобы они были?
Значит — это необходим,
Чтобы каждый вечер
Над крышами
Загоралась хоть одна звезда?!
Поэт не мыслит себя без любви — или идет речь о любимой, или о всем человечестве
На наивысшей лирической ноте завершаются стихи «Лиличка!», «Письмо Татьяне Яковлевой». Чувство поэта на высоком уровне. Он, действительно, навеки раненый любовью. И рана эта незаживающая, она кровоточит. Но как бы драматически не сложилась жизнь поэта, читателя не может не поразить сила этой любви, которая наперекор всему подтверждает непобедимость жизни. Поэт имел все основания утверждать:
Если я
Чего написал,
Если
Чего
Сказал —
Тому виной
Глаза-Неба,
Любимой
Моей
Глаза.
«Навеки любовью ранен» (за поэзией В. В. Маяковского)
Комментариев нет:
Отправить комментарий