20 августа 1857 года в Дворце правосудця в Париже состоялся суд над французским поэтом Шарлем Бодлером и его сборником стихов “Цветы зла”. В судебном зале звучали обвинения в адрес поэта и его книги: “ Временами сомневаешься в психическом залоге господина Бодлера…”, “ Его стихе - это большей частью монотонное и зумисне повторение одних и тех самых мыслей”, “Гнусность здесь граничит с паскуднистю, отвратительное смешанное со смрадом”, “Он обливает грязью все наше общество!”, “Этот негодяй поэтизирует зло!” Дали слово подсудному поэту Шарлю Бодлеру: “Или надо вам говорить., что в эту жестокую книгу я вложил все свое сердце, всю свою нежность, всю свою религию (вывернутую), всю свою ненависть?..” “Никакая из современных книг не преисполненная такого ужаса перед Злом, как моя”, “ О книге надо судить в ее целости, и тогда из нее вытекает жестокий моральный урок”.
Приговор суда был опубликован на второй день. В нем отмечался “губительное влияние” стихов Бодлера на читателей и “унизительный и досадный для общественной морали реализм”. Бодлерови присудили 300 франков штрафа, издатель тоже должен был уплатить 100 франков. Весь тираж книги был арестован, из нее вырезали те стихи, которые запретили, причем пострадали и те, которые были на обороте. Бодлер был в отчаянии: “Я несколько месяцев нахожусь в плену ужасной апатии, которая нарушила все… Одинокость без поддержки и работы - ужасная вещь “.
Откуда такая одинокость? Неужели все отвернулись от Бодлера, не понявши его поэзии?
Конечно, нет. Его поддержали те, кто видел действительную ценность осужденной книги. Среди них Виктор Гюго. Знаменитый писатель писал Бодлерови на знак поддержки: “Я кричу “браво”! Из всех моих сил браво вашему могущественному таланту. Вы получили одну из тех исключительных вознаграждений, которые способен дать существующий режим. То, что он называет правосудием, вынесло приговор всем во имя, что он зовет своей моралью. Вы получили еще один венок. Жму вашу руку, поэт!”
Давайте попробуем почти через полутора столетия со дня суда над сборником провести собственное расследование: действительно ли сборник “Цветы зла” поэтизировала зло, имела “губительное влияние” и была справедливо осуждена как аморальная, вредная для людей книга? Произведения Ш. Бодлера более всего поразили современников неведомой откровенностью. их восприняли как исповедь поэта в собственных грехах и поспешили обвинить его в поэтизации зла в самом себе, в людях и в мире. Осуждая книгу, судьи, очевидно, не весьма внимательно прочитали стихи Бодлера. Они также оставили без внимания заявления поэта об “моральном уроке”, который вытекает с него книги. К тому же они, скорее всего, проигнорировали предисловие к сборники, где поэт сформулировал основной пункт своей эстетичной программы как “добыча Красоты со Зла”.
Из этого пункта мы и начнем свое собственное расследование поэтического дела Шарля Бодлера.
Запись темы урока: “Цветы зла” Ш. Бодлера - аморальная книжка или “жестокий моральный урок” человечеству?
Во вступлении в “Цветы зла” Шарль Бодлер объясняет читателям, что поэт, подобно к Данте, проходит сквозь “Лимбы” (первые верхние круги ада) и, внедряясь в сущность зла, старается противопоставить ему идеал, прекрасное, какое возможное лишь в том случае, если будут уничтоженные все грехи мира и все его зло. Мотив путешествия, как и в “Божественной комедии” Данте, есть основным- в сборнике “Цветы зла”. Лирический герой - художник, который путешествует в мире людей и в трущобе собственного “я”, которые воспринимает как круга ада. Это путешествие - трудный путь блужданий, взлетов, веры, разочарований, прозрений, отчаяния, мыканий. Это путь поисков вечного Идеала, Красоты, Истины, Бога и - отдаление от заветной мечты
В первом стихе сборники “ К читателю” Шарль Бодлер рисует ужасную картину греховного человеческого “я” и называет болезнь, которая, по мнению поэта, ведет человечество к духовной гибели
Анализ стиха “ К читателю”
- Над плотью нашей и над нашими умами Властвуют глупота, вранье, скупарство, грех; Мы дорогим докори совести и живым их, Мы ими съедены, как нищие клещами. Мы щедро платим за наше зизнавання, Ярые в преступлении и подлые в раскаянии, Мы поворачиваемся на предательские пути, Слезами отмыться планируя зарання… В руках дьявола все шнурки и нити, Которые нами двигают и силу нам дают; Каждый день строим себе к Аду проков Сквозь просмердилу тьму и огни невменяемые… Миллионы Демонов подвижных, будто черви, Взыскивают гульбища и ходят кувырком В наших мозках! Мы в себе плекаем Смерть И оборачиваемся исподволь в груду мерви. Если насилие, ужас, убийства ненавистные, Пожара, происки, ноже, отравляющий газ Не стали судьбами банальными для нас, Так это поэтому, что мы - беда! - недостаточно мужественные. И между пантерами, шакалами, волками, Среди уродов, которые ползают, и рычат, и жалят нас насмерть, словно холодная гадь, В зверинце человеческих недостатков, которые владеют нами, Есть найпотворнише, найзлише Страховидло! Оно ни ползать не умеет, ни реветь, И, зевая, глотнуло бы три мира, Потому что жить уже ему и самому остогидло. Это февраль Сплин, Хандра, которая видит плахи и смертные казни, Покуривает кальян, не ведая сна; Читателю, знаешь ли ты урода эту жахну; О лицемерный мой, на меня похожий, брат! Перевод Д. Павлычко
Анализируя стихи Бодлера, литературоведы приходили к выводу, что Сплин - это болезненный душевный залог, рожденный действительностью: зло, скука, равнодушие, уныние, разочарование, отсутствие цели земного существования, духовное ницисть и т.п. Так, художник взял на себя все боли и грехи человечества, прошел с ним всеми кругами земного ада. Однако от других художника отличает то, что он осознает трагизм существования человека, он страдает от греховности мира и своей собственной, старается противопоставить ниций действительности недосягаемый идеал
«Бездна темная» и стремление «света» в поэзии «Цветы зла» Бодлера
Комментариев нет:
Отправить комментарий