Творчество Ш. Бодлера стала источником, в котором поэты-символисты нашли свои главные принципы. Символизм как направление выстроило собственную теорию, за которой поэзия должна оставить действительный мир, мир природы, чтобы найти наддийсне, сверхреальное
Без символа литературы вообще не существует. Этот вывод вытекает прежде всего из определения понятия "символ". Итак, символ в переводе с греческого языка означает условный знак, намек. Символ имеет философскую смысловую наполненность, тесно связанный с наукой, мифом, верой, поэзией, но не сводится к ним, тяготеет к определенному обобщению, в отличие от аллегории, которая проявляется в конкретном образе
Символ отображает процесс активного преобразования внутреннего на внешнее и, наоборот, отличие внутреннего от внешнего. Поэтому по значению он не совпадает с никаким тропом, всегда имеет переносный смысл
Оценивая творчество Ш. Бодлера, писатель Барбе дъорвилли писал: "Здесь есть тайная архитектура, план, рассчитанный мудрым и волевым поэтом... Это не столько стихи, сколько поэтическое творение наиболее сурового единства". Развивая эту мысль, добавим, что эта " наиболее суровое единство" в Ш. Бодлера строится с помощью кирпичиков-символов, витворених его неисчерпаемым утонченным воображением
Поэт отказывается от будничности, перемещая свое духовное тело в мир нереальный: "Я отдаю предпочтение чудиськам собственной фантазии над положительными банальностями".
По его мнению, мир исчезнет, потому что техника американизуе современный человека, прогресс атрофуе духовность, вследствие чего сердца опошляются. А творчество — это основной образ борьбы с гнетущими следствиями противоестественной деятельности человека. Поэт делал замечание, которые для решительных битв не нужны большие пространства, потому что наиболее значительные события, найбурхливиши перевороты происходят в тесной и таинственной лаборатории мозга
Обратимся к сборники Ш. Бодлера "Цветы зла" .Самое по себе название сборники символическая, и это посвящено значение построено на контрасте. Цветы, даже отравляющие, в нашем воображении стойко ассоциируются с красотой, гармонией, чем-то положительным. А зло и добро, зло и красота — понятия несовместимые, противоположные за значением
С другой стороны, из времен раннего христианства существует толкование понятия "зло", что выходит за пределы церковных канонов: познания зла — это необходимая предпосылка познания добра. Дескать, на этом контрастном познании человек может найгострише ощущать истинную суть добра, красоты. Согласно этой концепции "цветы зла" существуют, они — переплетение зла и добрая. "Цветы зла" расцветают, одурманивают, но не дарят наслаждения, вскоре отцветают, исчезают в материальном измерении. Проблема состоит лишь в том, что "цветы зла" исчезают лишь тогда, когда исчезает и тот, кто наблюдал их расцвет
Смерть перерывает все наилучшие порывания человека ( обратим внимание на символичнисть названий стихов последнего цикла сборники "Цветы зла": "Смерть влюбленных", "Смерть нищих", "Смерть художников").
Исследователи иногда сравнивали Бодлера с Данте, потому что в "Цветах зла" показанное путешествие героя в трущобе собственного "я". Это путешествие — важный путь блужданий, взлетов, веры, разочарований, прозрений, отчаяния, мыканий. Это путь от себя и к себе. Путь с мира людей в свой внутренний мир. Отсюда и образ лирического героя, течение и драматичность душевных переживаний которого является стрежнем всего сборника
Герой хочет постигнуть весь мир, увидеть скрытое "лицо" вещей для того, чтобы познать гармонию, приблизиться к идеалу. Идеал — это новое искусство, которое предлагает поэт, а также духовная гармония человека и мира, которой так хочет лирический герой "Цветов зла". Но на препятствии его пути становится Сплин — "найпотворнише, найзлише Страховидло".
Итак, реальное и идеальное, непринятие будничности и поиск высокого идеала отображены у Бодлера с помощью символических контрастных понятий — Сплина и Идеала. Можно утверждать, что промежуточное звено между двумя этими понятиями образовывает понятие "красота". Красоту необходимо добывать со всего, что есть на земле, на небе и в душе человека. В ней внедрено все: полумгла и рассветы, небо и бездна, зрении и пропасть, свет и тьма, жизнь и смерть. В ней воплощено и то, что находится за пределами материального, не подвластное нашим чувством. Красоту можно увидеть, ощутить, красоту необходимо увидеть и ощутить; для этого, в частности, надо научиться наслаждаться искусством. Таким образом, искусство — это граница, касательная сфера реальности и сверхреальности
Недаром Ш. Бодлер считал, что красота причудливая, то есть "ей всегда присуще немного чудачества, наивного, неумышленного, несознательного, и..,это чудачество предоставляет ей вида Красоты; это ее признак, ее характеристика".
Красота может быть страшной и холодной, потому что видтинюеться взлом, который "творится без усилия, натурально, фатально".
Черты символизма в поэзиях Ш. Бодлера (2 вариант)
Комментариев нет:
Отправить комментарий