Класицистични взгляды Байрона кажутся неожиданными для поэта, чье имя вошло в историю английской и мировой литературы как наиболее влиятельного выразителя романтического мировоззрения. В него «Дневниках и письмах» высказано многому соображений о поэзии и прозе как прошлого, так и будущего, но мысли эти такие же противоречивые, как и самая фигура большого мастера. А чтобы хоть немножечко понять мотивы творчества поэта, нужно обратиться к него философии. И в свою очередь самые философские взгляды Байрона вызвали к жизни шедевры его творчества
А мотивы творчества английского художника менялись с изменением его взглядов на протяжении всего жизнь
Истоки литературных взглядов юного Байрона нужно искать в этических и эстетичных взглядах возраста Просвещения. Но интересовался он и образцами лирического, эпического и драматического творчества античных авторов, а в последние годы жизни и творчеством итальянских поэтов раннего и позднего Возрождения, которое не могло не отразиться на мотивах собственного творчества, хотя сам Байрон не раз утверждал, что преимущество над поэтами отдает историкам
Литературные взгляды молодого поэта полно оказались в юношеском сборнике « Часы досуга». Стихи, которые вошли в этот сборник, были подражательными. Мотивы вольнодумства обрисовывались расплывчато, а раздумья о быстротечности дружбы и любовь — меланхолически. Наиболее типичными для этого сборника стали воспоминания о детстве. А первая сатирическая поэма «Английские барды и шотландские наблюдатели» не свидетельствовала об оригинальности взглядов относительно назначения искусства и художника
Но позиция молодого Байрона относительно этой темы хранится и в более поздние периоды его творчества. Вся своя жизнь он соблюдался класицистичной теории искусства и понимание задач поэта. Некоторые ранние произведения поэта было выдано лишь после него смерти. Среди них сатира «Проклятье Минервы», в которой поэт вместе с тем обвинял тех, кто грабил народ Греции, и прославлял античные шедевры священного храма в Афинах. Итак, высокие гражданские и политические мотивы присущий даже раннему творчеству Байрона. И лишь поэма «Паломничество Чайльд Гарольда» стала новым этапом в творчестве Байрона. Ведь в ней через внутренний мир персонажа и автора раскрываются и героика давних и новых времен, и трагические проблемы современности. Соблюдаясь «высокого» стиля, отдавая преимущество абстрактным и приподнятым образам, Байрон предоставляет своей поэме такого лично-страстного тона, что судьба личности начала рассматриваться как часть всемирного процесса. Итак поэму «Паломничество Чайльд Гарольда» можно рассматривать как новый художественный порух эпохи классицизма
Лирика зрелого поэта приобрела характер исповеди, а в восточных поэмах вылилась в тоску поэта, у него негодования против лицемерия и тупости, которые в эпоху реакции унижали достоинство человека
Вражда с миром героев восточных поэм Байрона приобрела новый философский осмысление в швейцарской драме «Манфред». Трагедия графа Манфреда вызвана не столько столкновением с людьми, которых он пренебрегает, не столько крахом любви, сколько тем, что сам он не выдерживает собственного морального суда. Трагическими для него становятся не обстоятельства, которые окружают, а его собственные чувства
Но наиболее плодотворным стал «Итальянский» период творчества Байрона. Он поражает нас патетикой четвертой песни «Чайльд Гарольда», «Одами к Венеции», «Жалобами Тассо», озорными пародийными октавами «Беппо» и « Дон-Жуана», торжественными терцинами «Пророчества Данте» и непринужденностью лирических стихов, класицистичними трагедиями и романтическими мистериями, стихотворной повестью «Остров», прозаическими трактатами
Вероятно, это был период сознательных поисков, нацеленных на окончательное решение вопроса о назначении поэта в современном миру
Чего мы хотим от славы? Чтобы исполнит Листок неуверенной бумаги, мудрая охота! Силимся сойти в жаре, в самообмане На гору, хотя ее вершина и в тумане. О сем поэт свою пивношницю-свечу Знай жжет, и герой убивает вволю, Как же потлие все,- будто на одну досаду, Зистанеться имя… Герои Байрона имеют отражение душевного величия, самоотверженности и внутренней сложности, присущий прославленным персонажам Шекспира. Даже в класицистичний за своими средствами сатиры «Бронзовый возраст» Байрон изображает могущественный и преисполненный противоречий обид Наполеона, близкий большим ворам и честолюбцам шекспиривськихтрагедий.
Именно в « Дон-Жуани» Байрон выступает судьей морали и общественного отношения, выражает свое представление о родине, «тюремщицю народов», « напивпедантичну-напивкомерцийну» страну, правящие круги которой силятся предоставить своей корыстолюбивой политике высокого морального и религиозного значения
Я думаю, что все разнообразие творчества Байрона отбивает его стремление к гармоническому и прекрасному идеалу мыслителей прошлого. Но действительность, в которой жил поэт, не могла стать основам для поисков подобного идеала нет в жизни, ни в искусстве. Поэтому ощущение неосуществленных поисков и стали причиной дисгармонии как в мировоззрении Байрона, так и в противоречиях мотивов его творчества
Руководящие мотивы творчества Байрона
Комментариев нет:
Отправить комментарий