В творчестве Т. Г. Шевченко значительное место занимает поэзия, которая по смыслу, проблематикой и художественной стоимостью является важной частицей его поэтического задела. Это произведения, в которых так или иначе имеющаяся историческая тема, среди которых исто-. рични поэмы и стихи, сюжеты которых воссоздают реальные события прошлого Украины или героями которых являются исторические деятели («Трассовая ночь», «Иван Подкова», «Гамалия», «Гайдамака», «Еретик», «Чигрине, Чигрине» таин.) В поэме «Иван Подкова» в романтических образах воспроизведена борьба украинского народа против султанской Турции, которая старалась заграбастать украинские земли. Шевченко славил мужество и смелость запорожцев, которые героически обороняли свою отчизну, освобождали плененных из турецкой неволи
И свидетелями бывшей славы есть лишь « могилы по полю», они напоминали современникам, внукам запорожских великанов, которое утраченное можно восстановить, что такие люди, как Подкова, и сейчас есть, потому что дух народа незнищенний. Поэт изображает прошлые времена, которые противопоставляются порабощенной Украине времен Шевченко. Здесь заметная некоторая идеализация прошлого, высказывается тоска по нему, что «было когда-то хорошо жить на той Украине». Поэт постоянно хочет противопоставить ужасному современному бывшую волю Украины, о которой теперь только высокие могилы с витромрозмовляють.
Поэма «Гамалия» воссоздает поход казаков в Царьгород ( потому что там в неволе пленники тоскуют по родной земле, верят в то, что там «совет советуют, как на турка стать»), бой с турками, возвращение казаков с победой на Родину. Поход в Царьгород в поэме изображается как освободительный. Запорожцы едут пом-ститися врагу за несправедливости и освободить своих соотечественников. Они поют: У турчанки в кармане Таляри, дукаты, Не кармана трясет, йдем ризать, жжет, Братьев освобождать. Поворачиваясь из похода, казаки прославляют своего предводителя, поют о г то, что Гамалия ездил «из турецкой неволи братьев освобождать». Тема борьбы против польского господства изображена в поэме «Тарасова ночь». Воссоздавая прошлое Украины, Шевченко прославляет гетманов, которые возглавляли восстание народа и боролись за волю. Именно Тарас Трясило стал во главе боя казаков против войск польских Пидпереяславом.
Поэт Высоко поднимает героизм украинского народа в борьбе против внешних врагов. Вместе с тем он говорит и о социальной сути этой борьбы, врагами называет « ляшкив-панков». Упоминая бывшие события, поэт прежде всего подчеркивает борьбу народа за волю, высказывает тугую по поводу того, что где-то делась судьба-воля, о которой теперь только кобзари поют:
- Было когда-то - властвовали, И больше не будем! Тий славы казацкой Во веки веков не забудеми
В то же время Шевченко иронически говорит о пассивности потомков знаменитых героев и вместе с тем-и грустит, потому что теперь над внуками Трясила, « над детьми казацкими поганцы властвуют». Освободительная борьба народных масс и казачество и ее герои - Наливайко, Пал-Лкж, Острянин, Палий, Зализняк, Гонта были предметом национальной гордости Шевченко. Нужно взвесить и на то, что беря из истории обиды идеальных героев, Шевченко шел за народными представлениями о прошлом Украины. Именно за народными источниками идет Шевченко, создавая поэму «Гайдамака». « О том, что творилось на Украине 1768 года, рассказываю так, как слышал от старых людей», - писал он в предисловии к поэмы
Одной из характерных особенностей поэмы «Гайдамака», которая отличает ее от предыдущих исторических произведений Шевченко раннего времени, есть то, что в ней воспроизведена сила народа, его роль в истории. Главное внимание здесь сосредоточено на иллюстрации восстания 1768 года как всенародного движения. Народ, который на протяжении многих десятилетий испытывал нечеловеческих издевательств, от польской шляхты, выступил в непримиримой борьбе. Героические действия предков - казачества и гайдамаков, их свободолюбие, непокоренность, патриотизм он противопоставлял социальной пассивности, кротости своих современников, которые молча гнули спину под давкой самодержавно-крепостнического ляду:
- А внуки? им безразлично Господам рожь сеют.
Раздумывает Поэт над исторической судьбой своей Родины и в поэзии «Чигрине, Чигрине». Сердце его болит от того, что «заснувшая Вкрайна». Поэт хочет возбудить народ, поднять его на новую борьбу за правду на земле, правду на « семь миру». Обращался к исторической теме Шевченко в каземате, в ссылке (« В недиленьку в святую», «иржавець», «Полякам», «Цари» и много др.) из тех причин, что и в предыдущие года: события исторического содержания давали выход его гражданским и патриотическим чувствам. Надо взвесить и на то, что поэт тосковал по родному краю, его не оставляли мысли об Украине не только в ее современному, а и в прошлом. В художественном отображении исторических событий крылась попытка как-то угомонить тугую за Родиной. В произведениях поэта и горькие раздумья над драматическими событиями ее истории, и обращение гражданина к тем, которые «оглухли».
Потомок гордых и свободолюбивых казаков, Шевченко своим творчеством будил память народа, призвал восстановить прошлую славу: … й оживет добрая слава, Слава Украины, и мир ясный, предвечерний Тихо засеет… Мечты поэта осуществились. Украина стала свободным, самостоятельным государством, и его произведения не потеряли актуальности и в наше время. Они воспитывают гордость за прошлое нашего народа, который в течение столетий боролся за волю и получил ее, чувство безграничной преданности Украине, верности народному делу
Героическое прошлое украинского народа в творчестве Тараса Шевченко
Комментариев нет:
Отправить комментарий