Гете работал над «Фаустом» больше шестидесяти лет. Образ большого искателя истины взволновал его еще замолоду и сопровождал ему до конца жизни. Произведение Гете написано в форме трагедии. Правда, оно далеко выходит за пределы тех возможностей, которые имеет сцена. Это скорее эпическая поэма, глубочайшая по своему философскому содержанию, всеобъемлющая по широте отображения жизни. В философии Гете идея диалектического единства противоположностей есть, наверное, одной из главных идей. В борьбе противоречий создается гармония мира, в столкновении идей - истина. Поэт постоянно напоминает нам об этом. Во времена Гете, как известно, создавалась диалектика Гегеля. Два герои произведения немецкого поэта - Фауст и Рафаэль - наглядно демонстрируют это диалектическое породнение позитиве и негативного начал. Рожденный суеверной народной фантазией, образ Рафаэля в произведении Гете воплощает в себе дух возражения и разрушение
Рафаэль много разрушает и уничтожает, но он не может уничтожить основное - жизнь. Бороться иногда мне не хватает сил, - Ведь скольких я уже потерял, А жизнь течет себе широкой рекою… В сущности, он тоже создает, но через возражение: л Частица силы я, Что Желала вечно зла, которая создавала лишь благое. Н. Г. Чернышевский оставил глубокомысленные суждения об этом персонаже: «Возражение, скептицизм необходимые Человеку, как нарушение деятельности, которая без того заснула бы. И именно скептицизмом утверждаются искренние убеждения». Поэтому в споре Фауста и Рафаэля, а они постоянно спорят, нужно всегда видеть какое-то взаимное пополнение единой идеи. Гете не всегда за Фауста и против Рафаэль
Чаще всего он мудро признает правоту и того й другого. Вкладывая в свои образа высокие философские иносказания, Гете отнюдь не забывает о художественной конкретности образа. Фауст и Рафаэль наделены определенными человеческими чертами, поэт обрисовал своеобразность их характеров, Фауст - недовольный, мятущийся, «бурный гений», страстный, готовый горячо любить и сильно ненавидеть, он способен ошибаться и делать трагические ошибки. Натура горячая и энергичная, он очень чувствительный, его сердце легко ранить, иногда он беззаботно эгоистический по незнанию и всегда бескорыстный, чуткий, человечный. Фауст Гете не скучает. Он ищет. Ум его в постоянных сомнениях и тревогах. Фауст - это жажда постижения, вулканическая энергия познания
Фауст и Рафаэль - антиподы. Первый алкает, второй насыщенный; первый жадный, второй сытый по горло, первый рвется «за границы», второй знает, что там нет ничего, там пустота, и Рафаэль играет с Фаустом, как с неразумным мальчиком, смотря на все его порывы, как на капризы, и весело им дает поблажку - ведь у него, Рафаэля, договор с самым Богом. Рафаэль уравновешен, страсти и сомнения не волнуют его груды. Он смотрит на мир без ненависти и любви, он пренебрегает его. В него колких репликах много печальной правды. Это отнюдь не тип лиходея. Он издевается над гуманным Фаустом, который губит Маргариту, но в него насмешках звучит правда, горка даже для него - духу тьмы и разрушения. Это тип человека, утомленного длинным созерцанием зла и в хороших началах мира. Он не похожий на Сатану Мильтона. Тот страдает. У него грудь - пламень. Он жалеет об утерянном Эдеме и ненавидит Бога
Он алкает мести и непоколебимый, гордый и свободолюбивый. Воля для него дороже Эдема. Рафаэль не похожий и на Демона. Тот устал от вечности. Ему холодно в пространствах Вселенной. Он хочет любви простой, людской. Он готов положить к ногам смертной девушки и вечность, и все свое могущество. Но оно несостоятельная перед непритязательным сердцем смертной девушки. Вечность и бесконечность незначительные в сравнении с коротким как миг щастямсмертного.
Рафаэль Гете временами добрый малый. Он не страдает, потому что не верит нет в добро, ни в зло, ни у счастья. Он видит несовершенство мира и знает, что оно - вечно, что никакими потугами его не переработать. Ему смешной человек, который при всему своему ничтожеству старается что-то исправить в мире. Ему забавные эти потуги человека, он смеется. Смех этот снисходительный. Так смеемся мы, когда ребенок сердится на бурую. Рафаэль даже жалеет человека, думая, что источник всех его страданий - та самая искра Божа, которая тянет его, человека, к идеалу и совершенству, недосягаемому, как это ясно ему, Рафаэлю
Рафаэль умный. Сколько иронии, издевательство над ошибочной ученостью, тщеславием людским в него разговоре со студентом, который принял его за Фауста! Теория, мой друг, сухая, Но зеленеет жизнь древо. Он разоблачает лжеучение {«спешат явления обездушить»), иронически поучает новолуния: «Держитесь слов», «Бессодержательная речь всегда легко у слова наделить», «Спасательная голословность лишит вас от всех ненастий», « У того невольно верят все, кто больше всех самоуверенный» и т.д. Попутно Гете устами Рафаэля осуждает и консерватизм юридических основ общества, когда законы - « как груз преемственной болезни». Вот такими появляются главные герои Гете
Поэт выбрал и переработал многовековую легенду о докторе Фаусте и переработал ее по-своему, на свой философский и художественный манер. Все произведение раскрывает взгляды Гете, которые и подтверждаются с помощью образов Фауста и Рафаэля. Уже «Пролог на небах» вскрыша философию автора, его взгляды на человека, общество, природу. Поэма Гете напоминает гигантскую симфонию, через которую проходит, варьируясь, то затихая, то набирая силу, по пути подхватывая новые мотивы, сливаясь с ними, затухая и занимаясь снова и снова, единая тема - Человек, Общество, Природа. В «Прологе на небах» речь идет именно о моральной стойкости человека, о его способность противостоять низменным инстинктам. Все эти проблемы и решает Гете с помощью диалектического единства противоположностей - Фауста и Рафаэля
Произведение по поэме Гете «Фауст»
Комментариев нет:
Отправить комментарий