Путь к созданию проходит через разрушение - так понимал Н. Г. Чернышевский итог драмы Гете Фауст. И действительно, герой произведения проходит через сомнения, разочарование, противоречие в своей борьбе за человека, на пути к познанию истины. Но достичь этой истины ему, как не удивительно, помогает Рафаэль - вор, соблазнитель, который толкает Фауста на плохие поступки
Однако образ Рафаэля - образ сложный и неоднозначный. С одной стороны, он является воплощением злых сил, сомнения, разрушения. Он утверждает никчемность, беспомощность и ненужность любого человека, говорит, что свой ум человек, использует лишь на то, чтобы из скота скотом быть. Рафаэль хочет любыми образами довести моральную слабость людей, их неспособность устаивать перед соблазнами. Становясь спутником Фауста, он старается всячески обмануть его, повести путем непостоянным за собой, вселить сомнение в него душа. Стараясь взбить героя из него пути, отвернуть от высоких стремлений, он пьянит его зельем, устраивает встрече с Маргаритой, надеясь на то, что, подвергшись страсти, Фауст забудет о своей обязанности перед истиной. Задача Рафаэля - прельстить героя, заставить его погрузиться в море низких удовлетворений, оставить свои идеалы. Если бь; ему это прибегло, он получил бы победу в главном спору - о величии или никчемности человека. Поведя Фауста в мир низких страстей, он довел бы, что люди не очень отличаются от животных. Однако, здесь он терпит неудачу - Дух человеческий и гордые болиння оказываются выше будь-якихнасолод.
Гете вкладывает у образ Рафаэля очень глубокий смысл, отводя ему чуть ли не главную роль в развитии сюжета, в познании героем мира и достижении большой истины. Рядом с Фаустом, он есть движущим початкомтрагедий.
Часть вечной силы я,
Всегда желала зла, создавала лишь благое
… Я возражаю все, и в этом суть моя …
Эта характеристика как нельзя точно отображает сущность самого процесса познания, с него разногласиями и борьбой противоположностей. Эта же идея подтверждается и другой фразой:
Достойное гибели все то, что существует
В ходе дальнейшего развития сюжета мы еще больше убеждаемся в том, которую важную и сложную роль играет Рафаэль в развитии основной тем произведения - борьбы за истину. Своими сомнениями и насмешками он вызывает в герое желания бороться, спорить, отстаивать свои взгляды. Стараясь взбить Фауста из верного пути, в действительности Рафаэль, наоборот, побуждает его двигаться вперед. Ведь, как писал М. Т. Чернышевский: С возражением, скептицизмом ум не вражеский: наоборот, скептицизм служит его целям, приводя человека путем колебаний к чистым и яснимпереконанням.
Мы видим, что Рафаэль, как и Фауст, наделенный довольно прогрессивным чином мыслей. Он подвергает критике науку тех времен, в которой живая природа рассматривалась как неизменяемая, не развивается. С издевательством отмечает благосклонность людей мертвым догмам и пустым фразам:
Словами диспуты ведутся,
Из слов системы создаются …
Он, что возражает все, что подвергает сомнению развитие и движение человека вперед, вместе с тем, утверждает радость и торжество жизни:
Сухая, мой друг, теория везде,
А древо жизни пышно зеленеет!
Рафаэль постоянно возникает перед нами как непосредственный участник жизненной борьбы
Рисуя образ дьявола, соблазнителя, Гете между тем наделяет его чертами прогрессивного, остроумного мыслителя. И то, что он в результате проиграет спор, наилучшим образом подчеркивает и усиливает мысль автора о том, что человеческая жизнь имеет высшим смыслом. Человек большой, он способен отстоять свою позицию, преодолеть любые препятствия, устаивать перед любыми соблазнами во имя своей цели, во имя своего высокого назначения
Я дух, всегда привык возражать ( по трагедии Гете Фауст)
Комментариев нет:
Отправить комментарий