Писательница большого творческого диапазона, Леся Украинка в своих драмах буревых лет революции главное внимание уделила острейшим вопросам политической, идейной борьбы за освобождения трудящихся масс из ярма социального и национального угнетения, за освобождения сознания человека из сетей духовной неволи. Ставши признанным мастером в области драматургии, она, однако, оставалась «лириком раг ехейапсе». Последнее драматическое произведение Леси Украинки, написанный во времена революции 1905-1907 лет,- диалог «Айша и Моххамед» - положил начало ряду ее поэзий, рассказов, драм, в которых тема любви, сложных личных взаимоотношений и страстей займет уважительное место рядом с другими, преимущественно социальными темами. Если поминути детскую поэму «Русалка», Леся Украинка к диалога «Айша и Моххамед», написанного 22 апреля 1907 года в Ялте, тему любви разрабатывала в «Голубой розе» и «Прощании». Трагизм чувств любви, дружбы, жертвенности и самозречености раскрылся в ее поэзиях 1901-1905 лет, посвященных памяти умерших Сергея Мсржииського и брата писательницы Михаила Косача
Другие чувства перенимают сердце поэтессы, когда она в конце ноября 1906 года пишет «Женский портрет». Образ женщины, которая «за дорогие вещи и за поцелуи» взяла на себя «тягчайшую Работу» и нанесла « в каторгу пожизненно» - необыкновенный для певцов любви. Автор не ставит в укор женщине за то, за что обычно порицают женщин, которые отдаются замуж, беспокоясь об обеспеченном собственном добробут. ее героиня всю жизнь тяжело работает, цена добытого ею любви трудная и унизительная. Поетесин вывод неожиданно наиболее тяжелый - и в нем смысл всего стиха:
Не тело ты, а душа продала,
Свой дар и ум отдала В неволю
«Женский портрет» предшествовал диалогу «Айша и Моххамед». Айша также, полюбив, дождалась и добилась бракосочетания с Моххамедом. И ей имело добытого счастья - быть Моххамедо-Вою женой, испытывать его ласок. Молодая и красивая Айша не может согласиться с тем, что не ей одной - все мысли и помыслы ее мужчины, что он не отдает ей всей своей любви, не живое ею одной. Она ревнует Моххамеда к памяти его умершей жены Хадиджи и не может постичь, за что так беспредельно и самоотверженно Моххамед любил намного старше его женщину и почему он спокойный в любви к молодой Айши. Он всегда думает о Хадиджу, ходит на кладбище, где она похоронена, и Айша бессильна посоревноваться с любовью Моххамеда к мертвой Хадиджи. Ответ, осторожный и тактичную, находим в словах Моххамеда. Он говорит о том, что и солнце свой первый луч отдает кому-то одному, «первейшему, что встретит». Айшу не может заугождать такой ответ. Она ставит в укор мужчине, который не первый луч, а весь лучи своего сердца он отдал Хадиджи, и снова доискивается ответы на свой вопрос. Тогда Моххамед говорит о красоте человека, который состоит не во внешней красе, а в глубоком душевном чувстве, которое делает союз двух людей, наиболее родственных, неразлучной, вечной. Это чувство жило в Хадиджи, и его никогда не будет В Айши.
Для Айши суть всей жизни - в любви Моххамеда. Она намного младше своего мужчины, а он, познавши такое чувство, которому есть лишь одно определение - вечное, никогда не заполнит своей жизни любовью Айши и еще десятка женщин, которых он взял себе после смерти Хадиджи. Моххамед и Айша - разные люди, и Моххамед почти не силится говорить с Айшею так, как свыше двадцати лет говорил со старой Хадиджею. Это подчеркивается повторяемой ремаркой поэтессы о том, что Моххамед «молча садится», «молча переводит взгляд». Он не опровергает страстных слов Айши, и его ответа Айша понимает по-своему.
Что нужно для того, чтобы женщина овладела все чувства и мысли любимого жены?-вот над чем плачется Айша. За ней все, казалось бы, преимущества: она молодая и красивая, страстная и нежная. Хадиджа была старая, нехорошая, а Моххамед в мыслях с ней и после ее смерти. В чем же вещь? Для Моххамеда это также тайна. « Если бы же я сам то знал»,- говорит он Айши. Развязка дается в следующих строках:
и в моих глазах она ни хорошей, ни молодой никогда не казалась…
Но в ней что-то было… что-то вечное, Айшо… Мне кажется, что оно живое, и смотрит на меня сквозь могилу, и голосом тайным проговаривает, и все мои слова да и мысль слышит…
Суть этого вечного чувства Моххамеда - в последних словах. Хадиджа чуткая все его слова и мысли, чего не дано Айши, которая слышит лишь голос своей жажды. Именно поэтому она и восприняла признание мужчины только в сравнении с собой - в ней нет того вечного, и честный Моххамед не может этого возразить
Как начался диалог подчеркиванием молчаливости Моххамеда, который молча сел и молча перевел взгляд, так и заканчивается. На страстный вопрос Айши: «Что же ты молчишь?» - Моххамед «молча встает и идет с беседки прочь». Айша остается и рыдает « в бессильной лютости». ее горе еще больше от того, что утвержденная правда для нее оказалась наиболее тяжелой за неуверенную надежду, какой она себя тешила к молчаливому признанию Моххамеда.
Моххамед, как правило, не дает ответа на вопрос Айши и все время переводит разговор на философский план. Это отвечает и его положению пророка и мудреца, и его нежеланию огорчить своей правдой Айшу. Через то он считает за лучше не отвечать, ставя вместо ответа контрзапитання. Он возражает слова Айши только в том случае, когда они несправедливые
В произведении «Айша и Моххамед» Леся Украинка дает два понимания красоты - красоты внешней и красоты внутренней, духовной; преобладает последняя. Она более сильная и за красу, и за молодость. Внутренняя красота человека - неминуемая, она исчезает только Со смертью обохзакоханих.
Писательница большого творческого диапазона
Комментариев нет:
Отправить комментарий