Философские раздумья Леси Украинки над роль искусства, литературы были вызваны теорией и практикой борьбы народных масс против социального и национального угнетения. Искусство, литература должны воплотить в образной форме революционную энергию народа - единственного творца материальных и духовных ценностей, творца истории. Искусство может быть большим лишь тогда, когда оно воссоздает народные действия, стремление к свободному и красивому жизни. Этой философии искусства Леся Украинка посвятила много вдохновенных страниц своих произведений, и со временем этот вопрос все больше занимало ее мысль. Проблемы искусства поэтесса поднимает и в цикле «Весна в Египте», и в поэзии 1911 года «На годовщину», и в драматической поэме «Оргия», и в «Триптихе», написанному в честь 40-риччя литературной, научной и общественной деятельности Ивана Франко
В письме от 21 марта 1913 года Леся Украинка писала к Ольге Кобилянськой, что Кто-то, то есть она сама, «с литературы написал лишь кое-что к сборнику в честь Франко» ‘. Сборник вышел из печати лишь 1916 года, и Леся Украинка уже не увидела напечатанным свое произведение, посвященное поэту
Жизнь и кипучая деятельность большого Каменщика, идеи его лучших произведений обозначились на идеях и образах «Триптиха». Уже в первой части «Триптиха», в поэме «Что даст нам силу?», написанной еще 1903 года в духе старинного апокрифа, отраженная мысль о той важной обязанности, что его вся жизнь нос Иван Франко как верный сын своего народа
Поэма «Что даст нам силу?» написанная в Тбилиси, во время, когда Леся Украинка особенно больно переживала смерть своих близких, а вместе с тем и смерть многих своих неосуществленных жизненных и литературных замыслов, о чем и упоминала в известном письме к и. Франко от 13-14 января 1903 года
Мысль о том, что человек не должен наносить лишних страданий брату по работе, проходит через поэму. Плотник, когда делал крест с сырого и сучковатого дерева, не думал о том, что его будет нести невинно осужденный «сын мужской», что он, плотник, стремясь облегчить спою работу, невольно обидел осужденного. Перед него взглядом промелькнуло лицо страдника:
Как те блидий раны, Бледное лицо у страдника, который упал, Выразительно краснеют капли крови На том лбе,- не так пестреет пот У рабочего во время горячий работе
Плотник взял на себя крест трудный, и произошло чудо:
и выпрямился преклонный залог в плотнике, Напряглись его завядшие руки, Погасший взгляд снова воспылался Большой и пылкой глубокой грустью, и твердой, трудного походою Пошел с крестом рабочий на Голгофу, Нбмов не знал ни работы, ни усталости К сему времени
Важно подчеркнуть, что Леся Украинка, использовав известную легенду о Христе, в своей поэме говорит не об «сыне божьего», которого распнут на кресте, а об «сыне мужского», а все поведение плотника выводит из него совесть трудящегося человека, из него солидарности с братьями-тружениками
Идея произведения - солидарность работающих высшая за наитяжелейшую усталость, она прибавляет силы, чтобы заслужить прощение свою вину перед «сыном мужским». В письме к А. Крымского от 2 декабря 1903 года Леся Украинка указывает и на присущий ее характере идеализацию «такой большой «неволи» человеческой, как сочувствие, и добровольной епитимьи за «безвинную вину» ‘.
Теме - что даст нам силу? посвящено и второй произведение триптиха - легенду «Орфееве чудо». Это произведение навеяно впечатлениям от титанической деятельности Ивана Франко, Леся Украинка была не только ученицей, но и верным соратником Ивана Франко. Она праздник уважала его работу; как честный товарищ, подвергала критике его ошибки; шла в ногу с Франко, борясь против всяческих врагов трудящихся. И хотя в основу образа Орфея в этой легенде, в вариации Леси Украинки легли ее раздумья о Франко, к тому времени уже безнадежно больной человека, бесспорно, что образ Орфея близкий и к самой поэтессе
«…Строится новый город, подобный руины своими недокинче-ими безверхими домами, недовершенными храмами». На город каждой минуты можно ждать нападения врага. Испуганные люди разбежались, и лишь три легендарные герои Амфион, Орфей и Зет, двигая огромные глыбы, закладывают бреши в стенах. Они хоть и имеют нечеловеческую силу, но ее недосить для того, чтобы закончить ограды, уберечь недостроенный город от врага. Герои обессилены, особенно Орфей, но они знают, что без них ограды никто не закончит. Идет же потому что о необыкновенном строении
…К такому, брат, мурування, как мы это начали, недостаточно обычных людских сил. Сие же и не удивительно, что род героев немногочисленный в мире,- богам было бы иначе опасно. А здесь нужна сила героическая, вот и судилось будувать нам трем. Как будет ограду готовый, придут люди и докончат дома, палаты и храмы, под защитой прочным их работа будет прочная и складная. Ты тогда не будешь ривнять их к овечьей отаре - то будет благоустроена община, народ, не худший от своих соседей,-
Говорит Амфион Орфею. И здесь герои припоминают легенду о чрезвычайной силе музыки Орфея. Своей игрой Орфей никого и ничто не оставлял равнодушным: люди находили в себе новые силы, игра зачаровывала зверей и даже немой камни слушался его игры. Может, музыка Орфея предоставит и великанам-героям силу закончить работу, сведет на ноги изнеможенного певца? И Орфей не имеет силы играть, он не верит в легенды, которые рассказывают о нем. И только увещание братьев заставляют его поднять к устам свириль. Тихий, но пронизывающее пение свирили Орфея созывает людей, пробуждает у них совесть и веру в свои силы они закладывают бреши в стенах. Как плотника из предыдущей части триптиха, так и массы народа поднимает к работе разбуженная человеческая совесть
Когда Орфей заканчивает играть, Зет, осмотревшись, изумленно кричит:
Гей, браття! Чудо произошло, смотрите! Ведь же таки послушал камни!
Руководящая мысль произведения - искусство имеет удивительную силу предоставлять людям снаги в работе, оно поднимает массы на творческую работу, пробуждает у людей веру у себя, сплачивает их перед опасностью вражеского нападения. Искусство удается чаще всего к человеческому совести, и люди не остаются равнодушными до этого призыва. Искусство и работа находятся в тесном взаимодействии, они родственные, потому что в произведениях людской работы воплощается стремления сделать каждую вещь не только крепкой, но и искусно завершенной. Недаром между тремя героями существует своеобразное разделение труда, при которому художник Орфей обтачивает каменные глыбы и предоставляет им правильной формы. В творчестве Леси Украинки легенда об искусстве как о силе, которая заставляет даже камни говорить, проходит сквозной нитью. В «Орфеевому чуде» она стала в центре произведения
В легенде нет противопоставления героев массе, как это кажется на первый взгляд. Не говоря уже о том, что Зет, Амфион, Орфей - легендарные народные герои, то есть выразители народных стремлений и желаний, следует отметить, что герои самые не могут выполнить той колоссальной работы, которая по силам только всему народу
Легенда «Орфееве чудо» - произведение аллегорическое. Содержание его связанный с современной поэтессе действительностью. Взять хотя бы образ недостроенного города. Растерянность людей, изможденность героев, угроза вражеского нападения,- все это указывает на залог реакции, который охватил людей после того, как они начали сооружать новый город. Очевидно, события периода политической реакции, которая властвовала в России после поражения революции 1905-1907 лет, имеют плотную связь со всем изложенным. Амфион говорит, что это строение необыкновенное, что после завершения ее «…будет благоустроена община…». Итак, речь идет об обществе, которое появится вследствие государственного преобразования, о завершении того, что начала революция народнихмас.
Амфион говорит и о народе, который будет «не худший от своих соседей». Мечта о государственности украинского народа, возрастами угнетаемого, объединяется в легенде с мечтой о завершении социальных преобразований. Это произведение о светлом будущем украинского народа, о той роли, которую играют певцы в подъеме его социального и национального самосознания
«Орфееве чудо» - идейно и композиционно центральная часть триптиха. Мечты поэтессы об «власти света», об «общине свободную, без пастыря, дозорного и без господина», об «благоустроенной общине», о народе, «не худшем от соседей», отразились в этом произведении. Страстное желание видеть свой народ свободным, счастливым, полноправным и государственным прохватывало все произведения Леси Украинки и Ивана Франко. Существует прямая связь между «Орфеевим чудом», сказкой « Об исполине» и прологом к поэмы «Моисей» Ивана Франко. Произведения большого Каменщика были созвучные патриотической поэзии Леси Украинки. Его вера в лучше будущее украинского народа:
- ОБ, нет! Не самые слезы и вздохи Тебе судились! Верю в силу духа и в день воскресиий твойого восстание
Была и верой Леси Украинки. Поэтесса связывала эту веру с революционной борьбой трудящихся всех стран и, прежде всего, с революционной борьбой всероссийского пролетариата
Леся Украинка мучительно переживала трудный залог, в котором оказался Иван Фрапко в последние годы своей жизни, надорванный исполинской работой, которая страшным весом злягала на него плече. Наверное, есть связь между работой Орфея над обтесуванням каменных глыб и его крайним изнеможением - с одной стороны, и будничной издательской и редакторской работой Франко и его обессиливанием в то время, как собирались отмечать его юбилей,- со второго. Леся Украинка, уже безнадежно больная, видела, как преждевременно выходят из шерег борцов лучшие представители передовой украинской интеллигенции (умер Николай Лысенко, уже был тяжело больной Михаил Коцюбинский, в злоключениях жила больная Ольга Кобилянська). Она не могла не бросить укора, высказанного устами одного из персонажей «Орфеевого чуда»:
Сие даже и недостойно, что мы их трех покинули так. Когда Орфей умрет теперь от усталости, то стыда не сбудемся довику.
И это лишь деталь, и не ей уделяла основное свое внимание поэтесса. Утверждение большого и неопровержимого значения искусства, литературы в творческой работе и революционной борьбе народа, подчеркивание взаимозависимости искусства и работы и подчиненности искусства трудовой деятельности народа,- эти идеи прохватывают легенду «Орфееве чудо».
«Орфееве чудо» и сказка « Об исполине» - последняя часть триптиха - были созданы в первых числах февраля 1913 года в Египте. Это был последний завершенный замысел Леси Украинки, поскольку «Оргия» была задумана раньше и значительная часть ее была написана еще 1912 года
Сказка « Об исполине», написанная безупречным стихом, справедливо полагает поэтическим итогом творчества Леси Украинки, вещим словом большой поэтессы о свободном будущем родного народа. Это произведение еще больше созвучное с прологом «Моисея» Ивана Франко, чем «Орфееве чудо». Вдохновенные слова Франко, обращенные к украинскому народу:
И придет время, и ты огнистым вилом Засияешь у народов ВОЛЬНИХ коле,-
Нашли достойное продолжение в уверенных строках поэзии Леси Украинки
Сказка « Об исполине» тоже имеет аллегорическое содержание. Уверенность поэтессы в силе народа, в него знаменитом будущем падала этой аллегории предельной четкости и прозрачности, сделала произведение в самом деле народным
В обиде исполина воплощен народ. Исполин спит на протяжении веков, а было время, когда он
Все человеческие пута и кандалы Срывал единимрухом.
Враги основали исполина железными проводами, воспользовавшись «из него трудного томления». Большие страдания народа. Враги
Безнаказанно точат из него кровь и крушат били кости
Но сила исполина непреодолимая. Довольно ему в сне наморщить густые брови, как «сражаются и шумят рощи, леса, дубравы». Когда же исполину доймет боль, он шевельнется - и от этого вздрагивает вся земля. Эта невероятная сила народа должен себя оказать, народ-великан сорвет из себя трудные цепи порабощения. До этого и речь идет в сказке. Придет время, говорит поэтесса,
и встанет великан из земли, расправит руки грозные, и вмиг разорвет на себе все провода железные
Вера в приход победной народной революции высказана в этих и следующих строках:
«Когда же он встанет?» - дрожа, спросила я мальчугана. - «За год, сто год, или за безгод, а может, и в сю минуту!»
В заключительной строфе поэтесса указывает, что она имела в виду родную страну, свой народ
Философские раздумья Леси Украинки над роль искусства
Комментариев нет:
Отправить комментарий