пятница, 27 марта 2015 г.

Образа предводителей гайдамацкого движения в поэме Т. Г. Шевченко «Гайдамака»


Такое то было бедствие,


По всей Украине!


Хуже ада… А за вищо.


За что люде гибнут?


Того же отца, такие же дети,


Жить и брататись.


Нет, не умели, не хотели


Каждая эпоха творила свой образ Т. Г. Шевченко. И хотела его словами говорить от лица народа о себе. Феномен Шевченко отбивает нашу национальную природу, нами мировосприятие, наше прошлое, нашу надежду на будущее. Он символизирует душа украинского народа, воплощает его достоинство, дух, память


Итак, Шевченко — у нас больше, чем большой поэт, он национальный пророк. Пророк, согласно библейской традиции, — носитель демократического свитопочут-тя, гуманистический обличитель мирового зла, поборник добра и справедливости. Вот в таком библейском значении был Шевченко пророком своего народа. Продолжал он еще одну библейскую традицию брани недостатков собственного народа, дал могущественную силу национальной самокритике, без которой не было бы нашего возрождения нет в XIX, ни в XX столетиях. При внимательном перечитывании поэмы «Гайдамака» можно увидеть в ней шек-спиривське, ощутить Шевченкове страдание за человеческую жестокость: «болит сердце, как вспомнишь…», « сердце болит, а розказувать надо; пусть видят сыны, внуки, что родители их ошибались», «не остановила вина крови, ни злости людской». Анализируя поэму «Гайдамака», нужно чаще обращаться к тексту, аргументировать словами автора. Такой анализ касается прежде всего образов предводителей гайдамацкого движения — Максима Зализняка и Ивана Гонты. Создавая эти образа, Шевченко дает собственную оценку их роли в восстании: «Гонта и Зализняк, атаманы того кровавого дела», Хотя в змалюванни этих персонажей политические и разногласия, потому что каждому человеку присущие и сильные, и слабые стороны. Ставши во главе гайдамаков, Зализняк думает о судьбе народа. Это есть одной из причин большого доверия повстанцев к своему предводителю. Это же о нем, любимце народных масс, поет кобзарь песню «Лета орел, лета сизый…»


Максим отважный. Он всегда идет впереди находится в самой гуще боя, собственным примером зажигает повстанцев на решительные поступки. Железняк пронизанный глубокой ненавистью к врагу и жестоко расправляется со шляхтой но благородное намерение — освобождение народа от гнета — превращается в ужасное кровопролитие. Ослепленные кровью, гайдамаки уже не способны остановиться: Не ласкают, Наказывают, завзятые. Течет кровь в воду. Ни калека, ни старый, Ни маладитина Недостались — умолили. Лихого часа. Возможно, тяжелая жизнь порождает такую невероятную жестокость? Ведь Зализняк чуткий к Ереме, дорожит дружбой, повстанце его уважают, считая своим. Довидавшисв, что нет уже Ґонти «Зализняк заплакал впервые зроду; слезы не ветер, умер горемыка». На чужом поле, в чужую землю похоронили его? Грустно гайдамака Зализную силу Похоронили; насыпали Высокую могилу. Вместе с Зализняком призывает караты врага и Гонта. Его образ — наиболее трагичный в поэме. Гонта отдан присяге и народу, всей душой ненавидит польскую шляхту — это с одной стороны. А с другого — смог же он нарушить присягу, переходя на бок гайдамаков. А какой преданностью делу можно оправдать его кровавые дела


Покатили малые дети и калеки больные: Гвалт и шум. На базаре Как посреди моря Кровавого, стоит Гонта С Максимом завзятым. Не могу согласиться с тем, что в литературе убийство Гонтой собственных детей не только оправдывается, но и показывается как образец преданности делу. Убийство Гонтой своих сыновей не подтверждается ни историческими, ни фольклорными источниками. Говоря об образах предводителей гайдамацкого движения, нужно подчеркивать тий ошибки в их действиях, которые привели к кровопролитию, межнациональной вражде, к трагедии народа. Почему? Ответ на это — события в Сербии и Хорватии, Молдове и Чечни



Образа предводителей гайдамацкого движения в поэме Т. Г. Шевченко «Гайдамака»

Комментариев нет:

Отправить комментарий