При всей предполагаемой изученности художественной структуры романа А. С. Пушкина "Евгений Онегин" совсем "упущенным" в литературоведческих исследованиях есть, на наш взгляд, эпизод сна Онегина. Тем временем этот эпизод играет существенную роль в раскрытии идейной проблематики пушкинского произведения; кроме того, его самая важная композиционная функция - усилить впечатление "зеркальности", симметричности романа
То, что в дальнейшем изложении мы будем определять как сон Онегина, представляет содержание XXXVI и XXXVII строф восьмой главы романа. Процитируем их:
И что же? Глазу его читали,
Но мысли были далеко;
Мечты, желание, сумму
Теснились в душе глубоко.
Он границ печатными строками
Читал духовными глазами
Другие строки
В них-то он
Был совсем углубленный
То были тайные преданья
Сердечной, темной старины,
Нет с чем не связанные сны,
Угрозы, толки, предсказанья,
Иль длинной сказки ерунда живой,
Иль письма дивы молодой
И постепенно в усипленье
И чувств и дум впадает он,
А перед ним воображенье
Свой пестрый метает фараон
То видит он: на талом снеге,
Будто бы спящий на ночлеге,
Недвижимый юноша лежит,
И слышит голос: что же? убитый
То видит он врагов забытых,
Клеветников, и трусов злых,
И рой изменниц молодых,
И круг товарищей презренных,
То сельский дом - и у окна
Сидит она... и все она!
Исследователи отмечают разные типы снов героев литературных произведений. Называют, в частности, такие их разновидности, как сон-воспоминание ("Сон Обломова" из романа и. А. Гончарова), сон-забвение ("Выхожу один я на дорогую...", "Сон" М. Ю. Лермонтова), сон-кошмар (повторное убийство Раскольниковим бабы-процентщици и другие видения, мечты главного героя "Преступления и наказания" Ф. Г. Достоевского). Примеры можно продолжиться
Ясно, что сон Татьяны (пята глава "Евгения Онегина") и сон Онегина имеют ризну природу, относятся к разным типам снов. Сон Татьяны представлен в романе как свойственно сновидение. Сон Онегина - это скорее сон-воспоминание, когда в воображении героя появляются картины прошлого. Однако представляется возможным сопоставить эти два сна с целью прояснения их идейно-композиционной роли в пушкинском романе
Сон Татьяны всесторонне изучен исследователями. Рассматривались его сюжетное построение, которое присутствует присутствующим нем сказочные персонажи, давались разные трактования его содержания (см., в частности, работы М. Ю. Лотмана, В. С. Краснокутского2 и др. исследователей). Приведем две, наверное, наиболее отстоявшиеся мысли об этом сне. Во-первых, фольклорные образа и мотивы сна Татьяны подчеркивают национальные основы характера героини. Во-вторых, очевидное пророческое содержание сна: в нем предвещается центральный трагический эпизод романа - убийство Онегиным Ленского.
Теперь обратимся к сну Онегина. В отличие от пророческого сна Татьяны очевидный ретроспективный характер сна Онегина. Убийство Ленского сызнова переживается героем, оставаясь незаживающей раной в него сердце. Не случайно к трагическому событию Пушкин обращается еще два раза, рассказывая об Онегине в восьмом разделе. Вспомним эти обращения
Пушкина восстанавливает рассказ о главного героя романа в XII и XIII строфах:
Онегин (снова займусь им),
Убив на поединке друга,
Дожив без цели, без работ
До двадцати шести лет,
Томясь в бездеятельности досуга
Без службы, без жены, без дел,
Ничем заняться не умел
Им овладело беспокойство,
Охота к изменению мест
(Довольно мучительное свойство,
Некоторых добровольный крест).
Оставил он свое селенье,
Лесов и нив уединенье,
Где окровавленная тень
Ему была каждый день,
И начал странствия без цели,
Доступный чувству одному;
И путешествия ему,
Как прочь все, надоели;
Он возвратился и попал,
Как Чацкий, из корабля на балл
Уже из приведенных строк становится очевидным, что воспоминание об убийстве Ленского ("окровавленная тень") мучает душу главного героя, побуждая его к бесцельным странствиям в надежде пойти от самого себя, от собственной совести
Приведем дальше слова из письма Онегина Татьяне:
Еще одно нас развело...
Несчастной жертвой Ленский упал...
От всего, что сердцу мило,
Тогда я сердце оторвал...
В конце концов, сон ("усипленье") Онегина содержит третье обращение к эпизоду убийства
Видимое, кульминационное событие шестой главы и всего произведения Пушкина - трагическая гибель Ленского - акцентируется таким способом и в последней, восьмой главе, становясь, возле со вспыхнувшей страстью к Татьяне, самому важному слоговому внутреннему жизни главного героя
Онегин - людин с больной совестью. Причины этой болезни неоднократно комментировались исследователями. Светское воспитание в французских традициях, оторванное от национальных корней и в первую очередь от духовных ценностей Православия, эгоистические жизненные принципы, а также легкомысленная светская жизнь в юные года, знание в совершенстве " науки страсти нежной" опустошили душа героя, и он оказался не способный видповисти взаимностью на чистое, искреннее чувство Татьяны. Испытывая дружеское расположение к Ленскому, Онегин не смог удержаться от злого раздражения в адрес приятеля, и месть ему (настойчивое ухаживание за Ольгой) стала причиной дуэли
Ценя выше всего собственную волю (которую со временем, в письме к Татьяне, герой с горечью назовет "ненавистной"), Онегин оказался не свободный от общественного мнения, стал рабом светских представлений о чести, не нашел в себе сил отказаться от поединка и помириться с другом. Хочется согласиться с Ю. М. Лотманом, что у Онегина не было цели убить Ленского3 , и однако предпосылки этого (пускай даже отчасти неумышленного) убийства прямо вытекают из того залога души героя, к которому он пришел в результате своего воспитания, образование, собственной жизненной философии, в основе которой лежит крайний индивидуализм ("Мы все смотрим в Наполеон..."). Он и стал причиной убийства и, как следствие, того духовного тупика, в котором оказался герой в конце романа
В чувстве Онегина к Татьяне навряд или верно усматривать какую-то живительную силу, которая очищает душу героя. Скорее это "страсти мертвой нужно", по образному определению поэта. Страсть эта никак не могла исцелить душа Онегина, она лишь усилила его душевные муки, вызванные убийством друга. Отсюда соседство в сне героя образа Татьяны и призрака вбитого юноши, который лежит на снеге
Анализ эпизода сон Онегина в романе Пушкина
Комментариев нет:
Отправить комментарий