Кровавые социальные трагедии ХХ ст., ужасные события Второй мировой войны сформировали мировоззрение, которое называют «апокалипсическим». Одна из главных тезисов Целановой творчества, которое развивается в большинстве его поэтических произведений, после Освенциму люди обречены жить в отрезке времени, когда последний акт истории уже завершился, а Страшный Суд отложен на неопределенный срок. Руководящий принцип поэтики Целана - ассоциативная образность. Образа его поэзии влияют скорей эмоционально, чем побуждают к раздумьям. Но целанивськи стихи эмоциональные настолько, насколько может быть эмоциональным шок. Лирика Целана - это противостояния и сосуществование памяти и забвение: память принуждает страдать от боли и ужаса, но забыть все - невозможно. Одним из известнейших произведений П. Целана стала «Фуга смерти». Эта поэзия отмечается странным объединением разных не только поэтических жанров, а и видивмистецтва.
Для усиления эмоционального влияния П. Целан использует форму музыкальной фуги. Фуга - многоголосное полифоническое произведение, основанное на приемах имитации, то есть одна и та же тема поочередно меняется и подается в разных голосах. За строением фуга составляется с трех основных разделов. В первом тема проводится во всех голосах; вторая часть строится более свободно: тема развивается поочередно в разных голосах. В заключительном разделе фуги утверждается главная тональность произведения. По этим принципам строится и композиция Целановой « Фуги смерти». Особенности синтаксиса поэзии подчеркивают ее «музыкальную организацию»: лишенный разделительных знаков, текст польется, творя скорбную мелодию, в которой разные голоса содействуют развитию и усилению основной темы
Как и музыкальное произведение, «Фуга смерти» вызывает в первую очередь эмоциональные переживания, шок, и лишь потом читатель старается осознать значения образов, ассоциации, которые они вызывают. Именно из этих ассоциаций и начерчиваются тема, мотивы произведения. Уже название поэзии предусматривает сложный и неоднозначный ассоциативный ряд. Например: фуга - Бах, Сделка - Германия слава и гордость - духовное, вечное, прекрасное - орган; эти ассоциации сосуществуют и противостоят в названии слову «смерть» во всех его значениях
Так подсознательно определяется читателем основная тема произведения. В тексте « Фуги смерти» ассоциативные образа, подсказанные названием, приобретают новые абрисы и рождают новые ассоциации. Целиком правомерно воспринимать эту поэзию как модернистское изображение трагедии Холокоста: образа « черного молока рассвета», «могил в воздухе» порождают ассоциации с крематориями, в которых гибли миллионы невинных людей, только потому, что они евреи; а образ « одного мужчины, что живет в доме», «играет со змеями», «пишет когда темнеет в Германии твоя золотистая селезенка Маргарита», «свистит на евреев», «хватается железа в кобуре» разоблачает сущность фашистской идеологии, которая несет смерть всей человеческой цивилизации. «Трагедия Освенциму» осознается не как национальная трагедия евреев, а как всемирная. Это подчеркивают и образа Мар-Закалки и Суламиф, которые являются сквозными в поэзии и символизируют богатейшую гуманистическую культуру, которую подарила человечеству немецкая и еврейская нации. Орган-Крематорий, на котором «из Германии мастер» играет «фугу смерти», уничтожает и «золотистую селезенку Маргариты», и «пепельную косую Суламиф».
Изменения слова, его преобразование, метаморфозы в эпоху, которая не подлежит описания, - одна из главных тем творчества Целана. Для поэта Освенцим - абсолютно исключительный факт, который определяет любой человеческий опыт, но не способный сам стать опытом. Язык прошел через то страшное время, но не дала слов для изображения того, что происходило. Поэт с ужасом и отчаянием вынужден признать - язык не способный на «акт правосудия». Именно поэтому, что нет слов для достоверного, буквального воспроизведения реальности, Освенцим скрывается в потоке времени как страшная, но целиком естественное событие. Отсюда походит поетова отказ «поэтизировать мир», «тенденция к молчанию», а «шок непонятного» становится в Целана средством противостояния традиционным и конвенционным средствам литературы. В поэзии «Фуга смерти» П. Целан средствами разных видов искусства попробовал передать трагедию Холокоста. Образа его не имеют однозначного трактования, потому что поэт должен был признать, что «выговорить», найти соответствующие этой трагедии слова поэзия почти не способная
План
I. «Апокалипсический» свитоглядпоета.
II. Ассоциативная образность как руководящий принцип поэтики П. Целана. 1. Образ фуги В поэзии
2. Символическое значение образов Суламиф и Маргариты
3. Напряженная эмоциональность стихов П. Целана. иии. Объединение в поэзии разных видивмистецтва.
Произведение на тему «Трагедия Холокоста в поезий Рафаэля Целана»
Комментариев нет:
Отправить комментарий