Осенними вечерами, когда плачут неба и звезды падают на склоненные травы, далекими тропами, среди неизведанных вселенных блуждает любовь. Будто и песня, необъятная и непостижимая, блуждает оно. И как его найти, как его позвать среди этих неизвестных путей? Потому что так и полетит от тебя, не затронет твое сердце, заблудившись где-то там, в далеких степях, не оставивши тебе даже воспоминаний, а лишь горькие ожидания
Меняются времена и власть, меняются жизни и человеческое мировоззрение. Но неизменяемыми остаются наивысшие истины, неизменяемой остается человеческая потребность любить. Неразгаданной остается тайна души, в которой неугасаемым огнем горит священное и непреодолимое чувства любви
Пополнил казну поэтических объяснений в любви и известный немецкий писатель Генрих Гайне в книге поэзий, которая принесла ему мировую славу. Многочисленные стихи сборники «Книга песен» были навеянные неразделенной любовью поэта к кузине Амалий, а со временем к ее младшей сестре Терезы. Этой теме посвященные первые разделы цикла «Страдание юности», «Сновидение» и «Песни». Поэт живое в мире странных сновидений. Каждый стих раздела — это описание тяжелого сна, видений, которые посещают поэта. Устные он видит «ее» — неверную любимую, утраченную навсегда. Бывает на ее свадьбе с другим:
…вижу я супруги молодое — Мою любовь из церкви гномведе.
Поэт продает душу адским силам за радость свидания с ней:
Хоть раз ее крепко обнять,
К сердцу своего прижмут,
До боли в уста целовать,
А там уже во что бы то ни стало!
В сне он видит ее — бледную и холодную, как мрамор. Поэт заплатил дьяволу страшную цену за нее, и вот появляется она в сопровождении самого дьявола, который и объединяет поэта с него любимой. Поворачиваясь к нее, поэт проходит кладбищем — из могил выходят призраки, каждый из них — жертва несчастного любви
Действительность и сон, призрака и реальность объединяются в цихвиршах.
Поэт целиком погрузился в свое отчаяние, но это не скорбная, безнадежная примиренность, а бурное чувство. Нигде поэт не видит светлого начинания, везде беспросветная тьма
Любовь в Гайне — сила, которая несет неминуемую гибель. Сам поэт — несчастный влюбленный, который болезненно переживает «ее» неверность, одна из численнихжертв.
В мире, где живое поэт, кажется, нет живых истинных людей. Это призраки и лживые маски, которые скрывают подлость и никчемность. Лживое, обманчивое видение и самая возлюбленная поэта
Рассказ о горькой неразделенной любви длится в «Песнях».
Утром я встаю и спрашиваю:
«Появится она?»
А под вечер ропщу —
не пришла она
Напрасно я в ночной задумчивости
Сон к тебе зову,-
В забвении, в мечтательном сумме
Целый день живую
Эти два распределения цикла «Страдание юности» имеют внутреннее единство, потому что они варьируют одну и ту же тему. Мы оборачиваемся в очарованном коле одних и тех же чувств и переживаний, мотивов и образов
В циклах «Лирическое интермеццо» и «Возвращение» Гайне снова рассказал о своей несчастливой любви, но по-другому. В этих циклах — история любви поэта
Первый стих «Лирического интермеццо» — завязка — говорит о том, что в « травные месяцы» поэт влюбился и освидчився «ей» в любви:
Как в мае месяцы сады
Розвинулися рано,
Тогда в моем сердце
Проснулась любовь
Как в мае месяцы в садах
Зачулось щебетание,
Я ей свое желание
Освидчив безвагання.
Поэт описывает блаженный залог влюбленности. На все в мире поэт смотрит влюбленными глазами,- он даже начинает понимать язык звезд, а Мадонна в Кельнском соборе кажется ему похожей на него любимую
…Есть образ в той святыне
На коже золотой,
У моей жизни пустыни
Он луч наилучший мой
Между ангелами и цветками
Мадонну там видел я,
Она же глазами и устами
Подлинно — любка моя
Как не пленили поэта его любовные переживания, он все же может пошутить: он больше не любит лилию, розу, голубку и солнце, он любит только «ее».
Теперь не люблю их — люблю к гибели
Единый, безвинный ребенка, жемчужину…
Поэт говорит с ней о том, как он повезет ее в блаженную страну, где они будут наслаждаться своймщастям.
…Я видел в сне,
Что ночь в твоем сердце, в глубине,
И что его згриза страданий змея,
Которая ты несчастливая, видел я!
В скором времени наступает катастрофа — она не любит его, она — невеста другого:
И пока я долго летал, и блуждал,
И счастье своего по чужинах искал
Любимой моей урвался терпець,
И она пошла себе пидвинець.
Поэта мучат ее измена, воспоминания, он впадает в отчаяние, старается иронизировать над своим обманутым чувством, отдается власти видений, переживает все снова в ужасных снах, старается найти объяснение тома, которое состоялось. Вся эта сложная гамма чувств разгорается перед читателем, вплоть до последнего стиха, в котором поэт старается навсегда забыть свое прошлое
Почему гроб большой?
Скажу вам к порядку:
Я в ней своя любовь
И боль я положу
Герой этого лирического романа — человек с богатой душевной жизнью, способна отдаться страсти, но вместе с тем лишенный непосредственности и наивности, умеет анализировать свои чувства
Ее образ описывается меньше. Внешние черты настолько условные, что не создают живого образа. Внутренний образ определен еще меньше — она неверная возлюбленная — это все, что можно сказать
Во второму лирическом романе поэт вводит нас в свою любовную катастрофу. Произведение построено менее драматически. Во время путешествия поэт неожиданно встречается с семьей своей возлюбленной
Когда в дороге я попал
К любчиной семьи,
Узнали меня сестрички,
И отец и иметь ее.
Он поворачивается к родному городу, где разыгралась его любовная драма
Снова пришел я к тому дому,
Где она присягалась когда-то,
Где возлюбленная зронила слезинку,
Там гадюки теперзавелись.
В сердце поэта оживают страдания прошлого. В мыслях он снова переживает свою любовную катастрофу
И вот ее дом, круг его стою
И ступеньки целую, где милая
Ставила ногу маленькую свою,
Где платье ее шелестела
В него душе запылало новое чувство, и снова приходят новые разочарования. Рассказывается о кратковременном увлечении девушкой легкого поведения. Но в мыслях поэт снова и снова поворачивается к своей предыдущей любовной драме
Второй «роман» вобрал у себя значительно больше «материала», наблюдений, раздумий. Здесь больше описаний, прямо не связанных с любовной историей поэта, хотя в целом и это — история несчастливого любви
Это чувство изображает поэт в него развитии, показывает все то, что лежит между вершинами, все, что приводит к накалу, к взрыву. Чувство любви не представлено как что-то абсолютное, это сумма отдельных «относительных» чувств. Любовь неисчерпаемая и вечная как самая жизнь. Вопреки все беды, злоключения в мире властвуют чистота, честь, достоинство и любовь. Разные возрасты, разные языки… Единое — любовь…
Тема любви в поэзиях Гейне
Комментариев нет:
Отправить комментарий