среда, 25 марта 2015 г.

Тема любви в поэзиях Гейне

Осенними вечерами, когда плачут неба и звезды падают на склоненные травы, далекими тропами, среди неизведанных вселенных блуждает любовь. Будто и песня, необъятная и непостижимая, блуждает оно. И как его найти, как его позвать среди этих неизвестных путей? Потому что так и полетит от тебя, не затронет твое сердце, заблудившись где-то там, в далеких степях, не оставивши тебе даже воспоминаний, а лишь горькие ожидания


Меняются времена и власть, меняются жизни и человеческое мировоззрение. Но неизменяемыми остаются наивысшие истины, неизменяемой остается человеческая потребность любить. Неразгаданной остается тайна души, в которой неугасаемым огнем горит священное и непреодолимое чувства любви


Пополнил казну поэтических объяснений в любви и известный немецкий писатель Генрих Гайне в книге поэзий, которая принесла ему мировую славу. Многочисленные стихи сборники «Книга песен» были навеянные неразделенной любовью поэта к кузине Амалий, а со временем к ее младшей сестре Терезы. Этой теме посвященные первые разделы цикла «Страдание юности», «Сновидение» и «Песни». Поэт живое в мире странных сновидений. Каждый стих раздела — это описание тяжелого сна, видений, которые посещают поэта. Устные он видит «ее» — неверную любимую, утраченную навсегда. Бывает на ее свадьбе с другим:


…вижу я супруги молодое — Мою любовь из церкви гномведе.


Поэт продает душу адским силам за радость свидания с ней:


Хоть раз ее крепко обнять,


К сердцу своего прижмут,


До боли в уста целовать,


А там уже во что бы то ни стало!


В сне он видит ее — бледную и холодную, как мрамор. Поэт заплатил дьяволу страшную цену за нее, и вот появляется она в сопровождении самого дьявола, который и объединяет поэта с него любимой. Поворачиваясь к нее, поэт проходит кладбищем — из могил выходят призраки, каждый из них — жертва несчастного любви


Действительность и сон, призрака и реальность объединяются в цихвиршах.


Поэт целиком погрузился в свое отчаяние, но это не скорбная, безнадежная примиренность, а бурное чувство. Нигде поэт не видит светлого начинания, везде беспросветная тьма


Любовь в Гайне — сила, которая несет неминуемую гибель. Сам поэт — несчастный влюбленный, который болезненно переживает «ее» неверность, одна из численнихжертв.


В мире, где живое поэт, кажется, нет живых истинных людей. Это призраки и лживые маски, которые скрывают подлость и никчемность. Лживое, обманчивое видение и самая возлюбленная поэта


Рассказ о горькой неразделенной любви длится в «Песнях».


Утром я встаю и спрашиваю:


«Появится она?»


А под вечер ропщу —


не пришла она


Напрасно я в ночной задумчивости


Сон к тебе зову,-


В забвении, в мечтательном сумме


Целый день живую


Эти два распределения цикла «Страдание юности» имеют внутреннее единство, потому что они варьируют одну и ту же тему. Мы оборачиваемся в очарованном коле одних и тех же чувств и переживаний, мотивов и образов


В циклах «Лирическое интермеццо» и «Возвращение» Гайне снова рассказал о своей несчастливой любви, но по-другому. В этих циклах — история любви поэта


Первый стих «Лирического интермеццо» — завязка — говорит о том, что в « травные месяцы» поэт влюбился и освидчився «ей» в любви:


Как в мае месяцы сады


Розвинулися рано,


Тогда в моем сердце


Проснулась любовь


Как в мае месяцы в садах


Зачулось щебетание,


Я ей свое желание


Освидчив безвагання.


Поэт описывает блаженный залог влюбленности. На все в мире поэт смотрит влюбленными глазами,- он даже начинает понимать язык звезд, а Мадонна в Кельнском соборе кажется ему похожей на него любимую


…Есть образ в той святыне


На коже золотой,


У моей жизни пустыни


Он луч наилучший мой


Между ангелами и цветками


Мадонну там видел я,


Она же глазами и устами


Подлинно — любка моя


Как не пленили поэта его любовные переживания, он все же может пошутить: он больше не любит лилию, розу, голубку и солнце, он любит только «ее».


Теперь не люблю их — люблю к гибели


Единый, безвинный ребенка, жемчужину…


Поэт говорит с ней о том, как он повезет ее в блаженную страну, где они будут наслаждаться своймщастям.


…Я видел в сне,


Что ночь в твоем сердце, в глубине,


И что его згриза страданий змея,


Которая ты несчастливая, видел я!


В скором времени наступает катастрофа — она не любит его, она — невеста другого:


И пока я долго летал, и блуждал,


И счастье своего по чужинах искал


Любимой моей урвался терпець,


И она пошла себе пидвинець.


Поэта мучат ее измена, воспоминания, он впадает в отчаяние, старается иронизировать над своим обманутым чувством, отдается власти видений, переживает все снова в ужасных снах, старается найти объяснение тома, которое состоялось. Вся эта сложная гамма чувств разгорается перед читателем, вплоть до последнего стиха, в котором поэт старается навсегда забыть свое прошлое


Почему гроб большой?


Скажу вам к порядку:


Я в ней своя любовь


И боль я положу


Герой этого лирического романа — человек с богатой душевной жизнью, способна отдаться страсти, но вместе с тем лишенный непосредственности и наивности, умеет анализировать свои чувства


Ее образ описывается меньше. Внешние черты настолько условные, что не создают живого образа. Внутренний образ определен еще меньше — она неверная возлюбленная — это все, что можно сказать


Во второму лирическом романе поэт вводит нас в свою любовную катастрофу. Произведение построено менее драматически. Во время путешествия поэт неожиданно встречается с семьей своей возлюбленной


Когда в дороге я попал


К любчиной семьи,


Узнали меня сестрички,


И отец и иметь ее.


Он поворачивается к родному городу, где разыгралась его любовная драма


Снова пришел я к тому дому,


Где она присягалась когда-то,


Где возлюбленная зронила слезинку,


Там гадюки теперзавелись.


В сердце поэта оживают страдания прошлого. В мыслях он снова переживает свою любовную катастрофу


И вот ее дом, круг его стою


И ступеньки целую, где милая


Ставила ногу маленькую свою,


Где платье ее шелестела


В него душе запылало новое чувство, и снова приходят новые разочарования. Рассказывается о кратковременном увлечении девушкой легкого поведения. Но в мыслях поэт снова и снова поворачивается к своей предыдущей любовной драме


Второй «роман» вобрал у себя значительно больше «материала», наблюдений, раздумий. Здесь больше описаний, прямо не связанных с любовной историей поэта, хотя в целом и это — история несчастливого любви


Это чувство изображает поэт в него развитии, показывает все то, что лежит между вершинами, все, что приводит к накалу, к взрыву. Чувство любви не представлено как что-то абсолютное, это сумма отдельных «относительных» чувств. Любовь неисчерпаемая и вечная как самая жизнь. Вопреки все беды, злоключения в мире властвуют чистота, честь, достоинство и любовь. Разные возрасты, разные языки… Единое — любовь…



Тема любви в поэзиях Гейне

Комментариев нет:

Отправить комментарий