среда, 25 марта 2015 г.

Философское содержание поэзии Є. Маланюка (3 вариант)

Судьба поэта Евгения Маланюка оказалась отчасти истерзанной катаклизмами двадцатого столетия, но его личность осталась неискаженной, внутренне независимой и в поэтическом выражении свободной


Поэзия Маланюка далекая от искусственности, декларативности, это поэзия живой личности, мужественной и чувствительной, что не стыдится рассказать о своих душевных страданиях


Евгений Маланюк был признанным лидером Пражской школы поэтов, который сформировался в среде политической эмиграции. Идеологически "пражане" стояли на началах безусловного восстановления украинской государственности, искали основу для возрождения страны, выявляли почет к традиционным, даже консервативных ценностей, глубокую религиозность. Литературе отводилась роль творца наций, отсюда культ сильной личности с непоколебимой волей, которая трансформируется в поэтические образа государственника, воина, рыцаря. Д. Донцов называл поэтов-"пражан" трагическими оптимистами: "они стали авангардом, сильным и отважным, нового искусства. Они были теми, что принесли благословенство жизни в него самых страшных видах, которые в снази формирования — "пьянящие и завзятые" — нашли видвичне источник хорошего". Эти слова ярко характеризуют фигуру Евгения Маланюка.


Если мы обратимся к биографии поэта, будем пораженные тем фактом, который специального филологического, литературного образования он не получил. Он закончил техническое заведение — реальную гимназию, и это фатально повлияло на него дальнейшую судьбу. Поэт вынужденный был продолжать обучение именно в этом направлении, итак, вступил в Политехнический институт в Петрограде, потом к Хозяйственной академии В Подебродах.


Позднее техническое образование формально сделало невозможным преподавание курса литературы в университетах Чехословакии, Польши, США и Канады, хотя по объему знаний относительно литературного процесса и глубиной философской мысли он, бесспорно, был готов до этого. Источника любви к литературному творчеству мы находим в детстве поэта. Отец Маланюка был народным учителем, поверенным в местечковом суде, режиссером местного любительского пожилого театра, пел на праздника в церковном хоре, дописывал к разным газетам. Библиотека, в которой будущий поэт черпал знание, была довольно богатой. Именно здесь Евгений познакомился с многими историческими работами, львовскими изданиями, наилучшими произведениями украинских классиков. С другой стороны, на мальчика большое влияние малое экзальтирована иметь. Именно ей он завдячував чувствительным сердцем и поэтической натурой


Как утверждают литературоведы, первые сборники Маланюка были насквозь историософичними. В процессе настойчивых и мучительных раздумий над причинами поражения украинской революции поэт создал свою оригинальную историософию. историософия — это философия истории, область общих соображений над ходом исторических процессов, смыслом истории, статусом юридических законов. Для того чтобы понять глубинное содержание, сложную проблематику произведений поэта, необходимо, в первую очередь, выяснить основные тезисы его историософичной концепции


Как мы помним, "пражане", в том числе и Евгений Маланюк, были сторонниками силового решения проблемы создания государства. Собственно, поэт отстаивал так называемую норманську теорию происхождения княжеской государственности. Он был уверен, что на определенном этапе ее развития "мусила появиться какая-то сила, какой-либо фактор, который возбудил осевшего земледельца, убаюканного геокультурными и геополитическими умовинами, к государственному жизни". Таким фактором, по мнению Маланюка, стали варяги.


Один из разделов поэмы " Восход Солнца" было посвящено именно этой гипотезе учреждения Киевского государства. Закономерно, что и для будущего развития украинской государственности должен был появиться такой именно фактор


Закономерно, что для "влюбленного у кремень" поэта суровые "мужи от моря", представители "крицевой расы" были героями, идеалами духовного воскресения, которого он стремился для Украины. их образа являются руководящими в сборниках "Земля и железо", "Земная Мадонна", "Перстень Поликрата", "Власть", "Август".


Грезя об Украине как государство, Маланюк оставался верным последовательно пропагандированной им "норманський теории":


Нет, не тебе мандровани государства


Ты спишь и снишь, один варяжский сон


Что встанет день, позовет голос ржавый


и Третий Рим разорвет свой плен


Итак, поэт был уверен: чтобы сдвинуть национальное сознание, разбудить ее, принудить людей критически оценивать прошлое и современное, надо иметь мужество указать на позорное в родной истории. Душу поэта раздирают противоречивые чувства: любовь к Родины и ненависть к нее. В "Письме" он исповедует:


Так. Без Тебя медленная, нестямна гибель,


Родина моя, Родина немая!


Исследователи определяют, что для поэзии Маланюка характерная образная вариативность, которая заключалась в том, что стих строился на основе опорных слов. Эти опорные слова варьировались, служили основой для развития других образов и тропов, даже целых синонимических гнезд. В процитированном выше письме опорными есть слова: гибель, ночь, хлеб, железо, огонь, день


На основе этих слов выстраивается общее настроение поэзии: сумм, печаль, страдание, вечное мучение, вызванные осознаниям невозможности украинцев создать собственное государство. Сколько лет (" в мучениях ночей, под беспощадными на днях, за бескрылой продолжительностью этих потерянных лет") "растет" мудрость украинского народа, а он так и не был в состоянии на государственность: "вырастает вот мудрость, трудная, будто, камень, — одинокий безрадостный плод". Сравнение мудрости с камнем, с безрадостным дитятею только делают более выразительным мотив тоски и безнадежды


Читая лирику Евгения Маланюка, оценивая ее из позиции человека двадцать первого столетия, начинаешь ценить достояние современности. Сколько возрастов овеянная мечтой поэтом государство Украина не могла родиться. Вероятно, что дионисийсько-аполлонивська концепция подкреплялась к тому времени неопровержимыми фактами. Несмотря на тоску и безнадежду, Маланюк никогда не терял надежды, которая когда-нибудь его мечты станут реальностью. Оптимизм поэта воплотился в обиде ослепительной Степной Эллады. Мы страдаем от того, что необходимо каждый день решать множество бытовых проблем, но часто забываем, что живем в собственном государстве, имеем возможность общаться на родном языке — и уже от нас зависит будущее овеянной мечтой многими поколениями украинцев Степной Эллады



Философское содержание поэзии Є. Маланюка (3 вариант)

Комментариев нет:

Отправить комментарий