Судьба Анны Ахматовой даже для нашего жестокого столетия трагическая. В 1921 году расстреляли ее мужчины, поэта Николая Гумильова, якобы за соучастие в контрреволюционном заговоре. Что из того, что до этого времени они были в разводе! Их как и раньше связывал сын Лев. Судьба отца повторилась в синие. В тридцатые года по неправдивому обвинению он был арестованный. «В страшные года Єжовщини я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде», - упоминает Ахматова в предисловии к «Реквиему». Жутким ударом, «каменным словом» прозвучал смертный приговор, замененный потом лагерями. Потом почти двадцать лет ожидания сына. В 1946 году выходит «знаменитая» жданивська постановление, которое оболгало Ахматову и Зощенко, закрыла перед ними двери редакций журналов. К счастью, поэтесса смогла выдержать все эти удары, прожить довольно длинную жизнь и подарить людям чудесные стихи. Целиком можно согласиться с Паустовським, который «Анна Ахматова - целая эпоха в поэзии нашей страны». Анализировать такое сложное произведение, как поэма «Реквием», тяжело. И, конечно, я смогу сделать это только поверхностно.
Лирический герой - двойник автора-поэта. Это образ выражения авторских чувств и мыслей. Соотношение между лирическим героем и поэтом приблизительно такое, как между выдуманным литературным героем и реальным прототипом. Анна Ахматова часто пользуется эпитетами. Эпитет - художественное определение. Оно выражает отношение автора к предмету путем выделения какой-то наиболее важной для него признаки. Например, у Ахматовой - «кровавые сапоги». Обычное - «кожаные» в соединении со словом более чем простое определение «сапоги» - не будет эпитетом. Метафора - употребление слов в переносном смысле и перенесение действий и признаков одних предметов на другие, в чем-то подобные. У Ахматовой: «А надежда все поет вдали», «Легко летят недели». Метафора - это как бы скрытое сравнение, когда не называется предмет, с которым сравнивают. Например, «желтый месяц входит в дом» - метафора. А если: «желтый месяц входит», как гость, то это уже сравнение. Антитеза - противопоставление, в котором соединяются резко противоположные понятия и представления. «…и мне не разобрать теперь, кто зверь, кто человек». Все эти поэтические приемы и возможности Анна Ахматова мастерски использует для формулирования главной мысли. Главная мысль поэмы «Реквием» - выражение народного горя, горя безграничного. Страдание народа и лирической героини сливаются. Сопереживание читателя, гнев и тоска, которые охватывают его при чтении поэмы, достигаются соединением многих художественных средств. Интересно, что среди них практически нет гипербол. Видимо, это поэтому, что горе и страдания настолько большие, что преувеличивать их нет ни нужды, ни возможности. Все эпитеты подобраны так, чтобы вызвать ужас и сразу перед насилием, показать запустение города и страны, подчеркнуть мучение. У Анны Ахматовой - тоска «смертельная», шаги солдат «трудные», Русь «безвинная», арестантские машины - «черные марусе»… Часто уживается эпитет «каменный» - «каменное слово», «окаменелое страдание» и т.и. Много эпитетов близкие к народным понятиям - «горячая слеза», «большая река» и т.и. Вообще же народные мотивы очень сильные в поэме, где связь лирической героини с народом особый:
- и я молюсь не о себе одну, А о всех, кто там стоял с мной и в злой холод, и в июльскую жару Под красной, что ослепла стеной.
Обращает внимание последняя строка. Эпитеты «красная» и «ослепшая» относительно стены создают образ стены, красной от крови и ослепшей от слез, пролитых жертвами и их близкими. Сравнений в поэме немного. Но все, так или иначе, подчеркивают глубину горя, мира страданий. Некоторые относятся к религиозной символике, которые Ахматова часто использует. В поэме есть образ, близкий всем матерям, образ матери Христа, которая молча переносит свое большое горе. Некоторые сравнения не сгладятся из памяти:
- Приговор… и сразу слезы хлынут, От всех уже отдаленная, Словно с болью жизни из сердца вынут…
и снова настолько любимые Ахматовой народные мотивы - «и вилы баба, как раненный зверь». «Буду я, как стрелецкие женщины, под кремлевскими башнями вить». Надо вспомнить историю, когда Петр I сотнями казнил мятежных стрельцов. Ахматова как бы персонифицирует себя в обиде российской женщины времени варварства (17 столетие), что снова вернулось в многострадальную Россию. Более всего, мне кажется, в поэме использованы метафоры. « Перед этим горем гнутся горы…». Из этой метафоры начинается поэма. Метафора позволяет добиться странной выразительности. «И короткую песню разлуки паровозные пели гудки», « звезды смерти стояли над нами», «безвинная корчилась Русь». А вот еще: «и своей слезой горячей новогодний лед прожигать». И вот еще один мотив, очень символический: «Но крепкие тюремные затворы, а за ними каторжные норы…». ЕСТЬ и развернутые метафоры, которые представляют целые картины:
- Узнала я, как опадают лица, Как из-под век выглядывает страх, Как клинописи твердые страницы. Страдание выводит на щоках.
Мир в поэме как бы разделен на добро и зло, на палачей и жертвы, на радость и страдание:
- Для кого-то веет ветер свежий, Для кого-то нежится мера - Мы не знаем, мы всюду те же, Слышим лишь ключей ненавистный скрежет И шаги трудных солдатив.
Здесь подчеркивается антитеза, которая используется очень широко. «И в злой холод, и в июльскую жару», «и упало каменное слово на мою еще живу грудь», «Ты сын и ужас мой» и так далее. В поэме много и других художественных средств: аллегорий, символов, олицетворений, странные комбинации и соединения их. Все вместе это создает мощную симфонию чувств и переживаний. Для создания нужного эффекта Ахматова употребляет почти все основные стихотворные размеры, а также разный ритм и количество стоп в строках. Все эти средства лишний раз доказывают, что поэзия Анны Ахматовой, действительно, «свободная и крылатая».
«и я молюсь не о себе одну» (поэма Г. Ахматовой «Реквием»)
Комментариев нет:
Отправить комментарий