"Я думаю, что моя сила самая большая в драме", — писал Г. Старицкий и. Франкови. Это и в самом деле так. Его пьесы стали бессмертными. Во всех без исключения драматических произведениях художника мы видим полноценные человеческие характеры, которые действуют в ярко обрисованных автором обстоятельствах. Кстати, именно во внешней обстановке действия, в быту нередко ищет художник дополнительные художественные убедительные нюансы для раскрытия характеров действующих лиц, которое предоставляет персонажам пьес исторической и национальной определенности, индивидуальности и, итак, делает произведения життевишими. Не стала исключениям и широкоизвестная драма из жизни интеллигенции "Участь" (1893).
Это произведение представляет отдельную страницу в творчестве Старицкого, поскольку в нем изображается такое близкое писателю актерская среда, борьба передовых художников за в самом деле народный театр, за высокоидейное и высокохудожественное искусство. Пьеса, посвященная выдающейся украинской актрисе Марии Заньковецький, впервые в украинской литературе обратила внимание на жизнь, сложные творческие будние актеров профессиональной национальной труппы
Раскрывая жизненную судьбу главной героини — талантливой актрисы Марии Лучицькой, автор возбуждается ряд наиболее актуальных социальных, художественных и морально-этических вопросов, которые касаются места и роли творческой интеллигенции В обществе
Молодая талантливая актриса хочет нести свет высокого театрального искусства зрителям, воспитывать их картинами народного жизни, обычаев, обрядов, богатством и красотой родной поэзии и языки, поднимать национальное сознание и обездоленных низов, и зденационализованой верхушки. Но на помехе осуществлению ее мечты одна за одной становятся препятствия. Вступив на театральную сцену с найблагороднишим намерением служить народному делу, актриса становится свидетелем грязных интриг и повседневной борьбы, что ведется в театре и вокруг него. Самая Лучицька и ее единомышленники верят в высокое общественно-воспитательное назначение театра. "Пусть мы и не тешим теперь слушателя новинкой и диковинкой, — говорит антрепренер Безродний, приятель Лучицькой, — но наша народная жизнь с него радостью и горем большим, наш родной язык соединили его с меньшим братом, приклонили сердце к него". Другие убежденные, что театральное искусство должно быть исключительно развлекательным. Третьи видят в театре лишь источник прибыли. Именно эта противоречивость во взглядах на роль искусства в обществе лежит в основе конфликта драмы, пронизывает все ее содержание, хотя в прямые дискуссии относительно этого действующие лица не вступают
В театре главная героиня сталкивается с теми же коварностью ии завистью, которые отравляли ей жизнь и ко вступлению в театр. Соперница по сцене, бездарная актриса Квятковська, что с появлением талантливой артистки должна была отойти на второй план, не может извинить Лучицький ее успеха. Деспотический и грубый антрепренер Котенко, продажный журналист Адам Юркович и их приверженцы, поддерживая бывшую примадонну, создают невыносимые условия для творческой работы Лучицькой. Вследствие этих интриг актриса зневирюеться, разочаровывается, приходит в упадок духом.
Тем временем к Лучицькой поворачивается Квитка, который заверяет искренности своей любви, умоляет извинить бывшие вин и житься с ним. В душе героини еще не угасло чувства любви к молодому баричу, а он грозится, что в случае отказы укоротит себе жизнь. Покорявшись обстоятельствам, Лучицька на некоторое время оставляет театр. Супружеская жизнь не дает ей ощущение счастья. Среди роскоши и блеска душа героини угнетает неугомонная тоска по театру, за товарищами по искусству. К тому же злая свекровь при каждой возможности старается очернить ее перед сыном, а самую Марию обвиняет в том, что она извела жизнь синови, сломала его карьера; донимает и скрытое насмешливое, пренебрежительное отношение господского "респектабельного" среды
Мария Лучицька — глубоко эмоциональная, уязвимая натура, поэтому ей не по силам ощущать вражеское отношение к себе. Затравленная помещичьей средой, оскорбленная недоверием мужчины, его обвинениями, свекрушиними клеветами под маской благодетельности, крайне взволнованная, Лучицька побросает имение. Пусть на дворе свирепствует "воробьиная ночь", она больше не может остаться ни на минуту: "Только дальше от этого места, дальше!.. Убегать, убегать звидсиль!" Зверючись к единой отданной ей человека, няня Палажки, она говорит: " Пешком пойду! Туча, няня, не такая жестокая, как люде: буря порвет все, и хоть сердце не займет. Гром сразу убьет, и подвергать пытке не будет... А здесь подвергают пытке и не докатовують".
Возвращение на сцену приносит Марии Лучицький еще больший
Успех, еще гучнишу славу, чем раньше. ее блестящий талант розквитнув, но крайне ослабли физические и моральные силы: "тает она, как воск". Подтачивают силы актрисы и неугасимая, хотя и пренебреженная любовь, и мелкие закулисные интриги, и зависть недотеп, которых огромный дар актрисы заставил отойти в тень, на второстепенные роли. Во всякое время тамуючи душевную боль, Лучицька играет с исключительной эмоциональной силой, поднимается к вершинам мастерства, но это, в сущности, агония, пребывание на границе жизни и смерти. В день спектакли, в которой героиня должна была выполнять главную роль, она теряет сознание перед самым поднятием занавесы. В тот день в театре был Квитка, сидел в одной ложе с Квятковською. Увидев на сцене Лучицьку, он теряет равновесие, срывается из места, выкрикивая в ее адрес обидные слова. Услышавши его голос, героиня теряет сознание вторично, на этот раз — на сцене. Все это приводит к тяжелой болезни, полному упадку сил. Заканчивается трагическая история Марии Лучицькой волнительным епизодом. ее пришли посетить все, кто любит ее, гордится ею, пришли с приветствиями украинские и российские студенты — пылкие почитатели ее таланта. К нее поворачивается даже любовь. Но весьма поздно. В окружении верных друзей, товаришив по художественной жизни, с мыслью о судьбе родного театра и верой в него большое будущее Мария Лучицька умирает
Пьеса "Участь" взыскивает на читателей и зрителей глубокое впечатление, привлекает психологизмом, остротой затронутых проблем. Яркий, полнокровный образ главной героини — молодой талантливой актрисы Марии Лучицькой — по правую полагает творческой удачей писателя, а самая пьеса, безусловно, принадлежит к лучшим образцам жанра украинской реалистической социально-психологической драмы
Проблемы художественного жизни в драме Г. Старицкого "Талант"
Комментариев нет:
Отправить комментарий