суббота, 28 марта 2015 г.

Разъяснение эпизода прощания Штольца с Обломовим

Обломов формирует представление о себе, понимает, что он был недостоин любви с Ильинской, поэтому-то он так и радуется (что, впрочем, было до этой сцены), что Штольц женил на Ольге Сергеевне, о явлении, что он представляет в обществе: об этом раньше догадался Штольц, теперь это дошло и к нему. Лучше всего сущность этого эпизода раскрывает образ Обломова, Штольц здесь есть лишь наблюдателем над что происходит, образ Обломова здесь формируется окончательно и, как я и говорил раньше, стал понятным каждому, даже ему самому


Андрей в очередной раз при приезде к Штольцу удивляется его жизни ( каждый раз, приезжая к нему, он это делает: она настолько быстро убывает, что Штольц не успевает к нее привыкнуть; на этот раз она особенно сильно убыла). Обломов убеждает Штольца в своей невиновности в такой жизни, просит не его не обижаться. Штольц стоит на своему, уже не просит, не умоляет, а просто заставляет его прекратить его такой образ жизни: «Прочь из этой ямы, из болота, на свет, на пространство, где есть здоровая, нормальная жизнь!», просит его прийти в себя


Обломову очень больно говорить об этому, но он очень хочет избавиться от этого, но он не может этого сделать, его силы слишком малые, слишком уж он сильно опустился, он просит Штольца не говорить об этому, понимая, что одинаково от этого уже не пойти. Штольц старается выяснить, стыдно ли Обломову, тот говорит, что стыдно, просит не напоминать Ольге о нем. Штольц говорит, что Обломов погиб


Обломов назвал своего сына Андреем, надеясь, что его сын не станет таким, как он, что он умрет, имея сына с тем же именем, что и человек, который хотел его спасти, он отдал его на воспитание в семью Штольца, боялся оставить его с собой, того, что его сын будет братья с него пример, думал, что Штольц сделает из него нормального человека, понимал, что из него он ничего не сделает, а с сыном, чистым листом, обязательно все будет хорошо. В конце эпизода Ольга спрашивает Штольца: «Так что такое там происходит?»; «Обломовщина», - мрачно ответил Андрей. Штольц утратил веру в себе, понял, что он не смог возвратить человека к жизни, обиделся на себя


В эпизоде очень часто встречаются восклицательные высказывания, речь - автор хотел интонационно выделить этот эпизод, показать, что он очень важный, знавая, что читатель обратит внимание на эпизод, в которому каждые два высказывания из трех восклицательных. Автор в своих словах использует мало художественных средств, потому что он их использовал в средний и, особенно, начальной частях романа; в конце романа он акцентирует внимание на описании действий, лишь изредка употребляя инверсии в предложениях, чтобы хоть чуть-чуть скрасить текст. Он помещает этот эпизод в конец романа, чтобы показать его значения, все особые подробности жизни Обломова раскрываются именно там, чтобы сделать его больше значимым


На первый взгляд таким героем в романе есть Андрей Штольц, верный и хлопотливый друг Обломова. До этого вывода меняет нас и автор романа. Действительно, Штольц деловитый и энергичный по натуре. Еще в детстве отец приучает его к самостоятельности, прививает ему лю бовь к работе. Он активно овладевает знаниями, много читает. Штольц хорошо знает и практическую сторону жизни, его не проведет какой-нибудь прохиндей, как это сделал Иван Матвеевич из Обломовим. Он не сидит сиднем дома - он постоянно в разъездах по стране, бывает по делам за границей. Вместе с тем это не сухарь, не узкий делец; Штольц ценит музыку, способный на крепкую дружбу, горячо умеет любить. О всем этом говорится в романе. Однако читатель не убеждается в полной жизненности этого образа


Мало привлекает нас и деятельность Штольца.


Штольц занятый частным предпринимательством, он - буржуазный делец. То, что Гончар увидел в жизни таких дельцов, - несомненная заслуга писателя. Но автор романа наградил этого буржуа не присущий ему добродетелями, это добавило герою черты ходульности и неубедительности. Подобными недостатками страдают родственные Штольцу герои и в других романах Гончарова: Петр Адуев в "Обычной истории", Тушин в "Обрыве". А. П. Чехов со временем резковато, но в целом правильно сказал о Штольце: "Штольц не вселяет мне никакого доверия. Автор говорит, что это замечательный малый, а я не верю. Это продувочная бестия, которая думает о себе очень хорошо и собой удовлетворенная. Наполовину он составлен, на три четверти ходулен".


Однако и в романе есть указания на ограниченность Штольца.


Гончар, как правдивый художник-реалист, не мог не отметить ущербности, узости идеалов Штольца. А идеал его - достижение материального достатка, комфорта, личной благоустроенности. Изображая идиллическую жизнь Штольца, что достигло своих целей, писатель так рисует распорядок дня его семьи: "Вставали они хотя и не со звездой, но рано; любили долго сидеть за чаем, иногда даже будто бы лениво молчали, потом расходились по своим углам или работали вместе, обедали, ездили в поле, занимались музыкантом... как все, как мечтал и Обломов..." В этих словах заключенный, в сущности, довольно суровый Вирокштольцу.


Еще яснее идейная ограниченность Штольца оказывается в него ответе Ольге, которая стала его женой, но никак что не успокоилась в своих поисках: "Мы не Титаны с тобой... мы не пойдем, с Манфредами и Фауст, на дерзкую борьбу с мятежными вопросами, не примем их вызова, склоним главы и смиренно переживем трудную минуту..." Нет, это не слова деятеля, о котором мечтала молодежь, мечтала Ольга, о котором говорится в эпиграфе к статье Добролюбова.



Разъяснение эпизода прощания Штольца с Обломовим

Комментариев нет:

Отправить комментарий