пятница, 27 марта 2015 г.

Изучение поэзий Райнера Мария Рильке «Сонеты к Орфея»


Раскройте философское содержание эпизода поражения Орфея в подземном царстве. Старание Орфея возвратить Евридику из царства мертвых было обречено на поражение, потому что человеку не дано возвратить колесо мироздания, нарушить законы природы и преодолеть границы человеческих возможностей. Поражение Орфея — это и обреченность идей о сверхчеловеке, которые были популярными в то время. Старание Орфея — смертного человека — изменить устойчивые, непоколебимые законы мироздания заканчиваются поражением. Он должен примириться с данностью: Евридики не возвратить. Она может отныне жить лишь в него памяти, его музыканту


Аким будет это новое пение Орфея? Рильке в который раз перечитывал «Метаморфозы» Овидия. Певец, вернувшись одиноким с потойбиччя, поднялся на голый, без единого растения, холм. Пальцы несмело затронули струны. Прекрасная мелодия родилась в него сердце, и как только зазвучали первые аккорды, произошло чудо; дерева, цветы, звери собрались вокруг него, очарованные его песней. Отныне они не оставляли Орфея и всюду шли за нимуслид.


Рильке интересовала не только эта поэтическая канва древнегреческого мифа. Он задавался вопросам, которым должен быть поэт, певец прекрасного, на что способная его лира, в чем сила влияния ее на мир, на человека, Орфей был для Рильке прежде всего символом высокой поэзии. Поэт старался рассказать в поэтической форме об огромном влиянии искусства на человека, его место в духовной жизни человечества


По форме это — итальянский сонет, составляется с двух катренов и двух терцин. «Сонеты к Орфея» содержат 50 стихов, написанных как «надгробие для Вериоукамакнооп», юной девушки, щопомерлау 1919 годе, дочери мюнхенских друзей Рильке. Раздумья о трагической судьбе девушки вызвали в сознании поэта ассоциации с романтической фигурой Орфея. Пасмурная готика предыдущего сборника поэта «Дуйнянськи элегии» уступает в «Сонетах к Орфея» довоъли светлой жизнерадостности и жизнеутверждению. После «безбожного» мира, который изображал в ней поэт, в «Сонеты» вернулся бог. Это одухотворенний бог Орфей, поетспивець, который является проводником человека к храму духовности


Дерево — не только символ природы, просветленной и одухотворенной песней Орфея. Во многих давних мифах (скандинавских, славянских) рассказывалось о мировом дереве жизни. Его крона, ствол и корни символизируют три яруса мироздания: в коренные жила всякая нечисть, ствол символизировал мир людей, крона — мир богов, небесный мир. Итак, в Рильке дерево — это и символ Вселенной. Пение Орфея — олицетворение силы искусства, способной превращать мир


Новый (начало, знак, движение) — зарождение чего-то нового, чего раньше не существовало, и переход к другому залога. Звери — мир дикой природы, одновременно хаос, темная сила которого воплощается в образах хищного зверя. Прислушивание — процесс, основам которого является способность живых существ сосредоточиться, «услышать», уловить что-то непостижимое, остановиться, сделаться «тихишим», неагрессивным, невоинствующим, способным на певне преобразование. Храм — символ святости, духовности, величия, символ одухотворения природы, человека, мироздания


Сила искусства превращает природу, укрощает ее: вырастают деревья, звере, покинув свои берлоги, остановив «рева, скавчання, гам», зачарованно слушают песню Орфея. Именно из «прислушивания» начинается их преобразование, переход природы от первоначальной дикости к одухотворенности — к храму, а в нем — начало нового будущего, высшего существования


Сила истинного искусства содействует преобразованию хаоса на гармонию, хищных сердец на душе, преисполненных добра и одухотворенности. Главный образ сонета храм, рожденный силой искусства. Без него душа человека опустошена и ница, она не ощущает своей причастности к истории человечества, не знает своих корней, смысла существования, она не хочет небесных высот (Мировое Дерево). И дерево, и храм возрастают на глазах читателя, чтобы напомнить человеку, который ее жизнь может развиваться не только в горизонтали (что отвечает определенному количеству прожитых лет), но и в вертикале — в духовном измерении, а это измерение — бесконечный. Искусство одухотворяет человека, делает ее благороднишою, побуждает жить поновому: отыскать свой «новое начало, знак новый и движение.»


Рассмотрение фотографии храма. Будьякий храм — это приподнятая песня, обращенная к Господу. На миру множество величественных, пышных храмов, но для урока мы избрали именно этот — храм Покровы на реке Нерли. Он удивительно непритязательный, строгий, но вместе с тем легкий и светлый, будто и не составленный из трудных каменных глыб. Все его конструктивные и декоративные элементы подчинены одной цели — устремлению вверх, к Господу. Ритм архитектурных линий Покровской церкви подобный ритму торжественных песен в честь Девы Марии тех, кто молится в храме. Это будто материализованная в камне лирическая молитва, которая поднимается и поднимает каждого к Богу


Рильке в своем произведении делает ударение на огромной ответственной миссии художника — поетспивець является проводником человека к храму духовности. Эту мысль следовало бы помнить и сегодняшним художникам, авторам бездуховных бестселлеров, фильмов-однодневок и фильмов-ужасов. Ведут ли они нас к Храму?!



Изучение поэзий Райнера Мария Рильке «Сонеты к Орфея»

Комментариев нет:

Отправить комментарий