понедельник, 9 марта 2015 г.

Чудак Г. Тютюнник

В начале зимы ходить Олесеви к школе можно двумя тропами: одна бором, вторая — рекой. Сюда удобнее, и в зазимки лед на реке тоненький, так и зияет черной пропастью


Иметь запрещает ходить в школу по льду через реку. Олесь смирно стоит возле порога, слушает. Он еще малый, главой едва к щеколды получает. Глаза у него черные, глубокие, как вода в тени, смотрят широко, словно сразу хотят постичь весь мир


Олесь любит зиму, любит рисовать на снеге, забывая о всем


В бору снега имело. Это там, то сям просматривает сквозь порошу трава с примерзшими к земле зелеными хохолками, стримлять низенькие пеньки с желтоватой, словно старый мед, смолевкой на срезах. Тихо вокруг и уютно. Только временами шелесне по ветвям комок снега, стряхнутый ветром з верховиття.


...Внизу под подошвами у Олеся шевелились корни — умирает сосна... Олесь нагреб сапожками снега под окоренок, утрамбовал его хорошенько и, решив, что теперь сосна не упадет, погицав через зацели к школе


Еще издали увидел мост с гатями с обеих сторон. По тот бок моста, через выгон, краснеет сквозь белое плетение запорошенных деревьев кирпичная школа


По дороге Олесь встретил гурт школьников, которые гнули молодой лед. Они предложили мальчику присоединиться к развлечения. Олесь отказался — и Федько Тойкало ударил его. Возле Олесевого глазу отекала гуля. Он лиг ничком, прижал висок к льду и начал рассматривать дно. Вдруг увидел щуку с плиточкою (небольшой рыбкой) в зубах


- Пусти, — выдохнул Олесь и ляпнул ладонью по льду. Та щука и не пошевелилась. А сплетня исчезнувшая. Он вскочил на ноги и стал гатит подбором в то место, где стояла щука, аж пока под сапогом не хрюкнула вода


Возле школы теленькнув звонок, улегся гам. А Олесь сидел посреди реки и плакал. Олесь встал, запхал книжки в пазуху и поплентався к школе


На уроке рисования старенькая учительница Матильда Петровна задала рисовать перегнойный горщечок. Олесь нарисовал... дятла. Учительница хотела поставить двойку. Мальчик собрал книжки и вышел з класса


Олесь побежал в ивняки. Там он блуждал до самого вечера. Потом собрался домой. Под плетнями сидели дядья, опаливали папиросы и гомонили, обсуждая ребят; об Олесе они говорили, что виндивакуватий.


На мосту Олеся ожидал Федько Тойкало, он втиснул Олесеви в руку подавленный теплый пирог. Поэтому не хотелось пирога, но он обрадовался примирению и дал ремезяче гнездо. Олеся увидел дед Прокоп и позвал ехать по солому. Мальчик сказал, что его назвали чудаком и спросил, что это такое


- Оно, конечно, правильно. Упорство у тебя маловато. Все чего-то в земле порпаешся. А надо — в людях. И так возле них, так... Того — локтем, того — почотом... Гульк — вперед вышел. А первого не перечепиш, потому что не догонишь. ОБ!- Деду, почему дятел шишки ест, а щука — плиточок?


- А то уже кто какого отродья


- А я не забрал в дятла шишки, — хвалится Олесь


- и верно. Зачем она сдалась. Это как путное что-то увидишь — дощечку, скажем, или гвиздочок — тогда бэры


- Зачем?


- Пригодится


Мальчику было жаль коней, потому что дед наложил на телегу многовато соломы и бивконей.


- Вот послушай, дурнику, что я тебе скажу. Слушай и на ус мотай. Здесь, на земле, не бить нельзя. Здесь не ты, так тебя одрепають еще и плакать не дадут. Пойняв?


Олесеви стало грустно. Дома Олесь быстро разделся, полез на печь и заснул


А ночью сквозь сон умолял мать рассказать сказку об ивасика-Телесика, испуганно вскрикивал, когда ведьма грызла дуба, и радушно смеялся, когда гусиня взяла ивасика на свои крилята. Вдосвита снова загудели на морозе сосны и закричали петухи на чердаках. Рождался новый день


Г. Тютюнник в рассказе «Чудак» хочет подчеркнуть особенности мировоззрения своего героя, его небудничность, трепетное отношение к природе. С этой целью он употребляет литературный портрет (описание найвиразниших черт внешности героя) и литературный пейзаж (описание природы, которая подчеркивает ощущение и переживание персонажа). Такие художественные приемы позволяют писателю даты читателю якнайповнише представление о внутреннем миру действующего лица



Чудак Г. Тютюнник

Комментариев нет:

Отправить комментарий