Идейнохудожественное содержание
Новелла «Я (Романтика)» имеет лирический зачин. Именно из него возникает зримый, реальный образ матери-украины: «Из далекого тумана, из тихих озер загорной коммуны шелестит шелест: то идет Мария». Мать приходит к сыну, когда он имеет минутку для передышки между жестокими битвами. «Моя маты — наивность, тихая печаль и доброта безграничная… и моя невозможная боль, и мое невыносимое мучение теплеют в лампаде фанатизма перед этим прет-красным печальным образом».
Но постепенно нарастает тревога, надвигается гроза, сын видит в глазах матери «две хрустальные росинки». Почему же в замечательных глазах родного человека слезы, над чем плачет мать-украина? Наверное, над дилеммой гуманности и фанатизма, человечности и слепой преданности абстрактной идее. Писатель хочет помочь осмыслить об-тиставлення светлого и черного, добрая и зла, которые живут в душе главного героя новеллы
С одной стороны — это инструмент, который должен вершить рева-люцийний суд, а со второго — человек, который умеет любить, быть чем-ною, которая невидимой силой любви связана с матерью
М. Волновой по-новому вскрыша перед читателем извечный спор между жизнью и смертью. Утомленный сын ищет покоя на стариковских материнских ладонях. «Я — чекист, но я и человек», — подчеркивает главный герой. Итак, хочется верить, что этой люди-ною на самом деле должен совершаться справедливый суд именем народа. Но между двумя началами терзается душа «мъятежного сына: Андрея и иметь, Тагабат — человек, с холодным умом и с камнем вместо сердца». Герой не видит выхода. Именно в такие минуты он, кому-нар, вызывает сочувствие
Через раздвоенность души сын должен был застрелить мать. «Тогда я в томлении, охваченный пожаром какой-то невозможной радости, заки-нув руку на шею своей матери и прижал ее главу к своей груди. Потом подвел маузера и нажал на висок». И это во имя, во имя дороги к загорным озерам неизвестной прекрасной коммуны…».
Итак, писатель старается подвести нас к выводу, что такой поступок мог осуществить только истинный революционер, который в критическую минуту «главы не потерял». Но мы все больше почи-наемо понимать, что фанатичная преданность идеи несет только зло, уби-вае чувство справедливости, чувство понимания добра и правды, разрушает человеческую личность, человеческое «я».
«Там, в далекой безвестности неизвестно горели тихие озера загорной коммуны». этими печальными словами заканчивается трагическая новелла — драма раздвоенности людской личности, принуждая замыс-литься над высочеством матери, которую убивает блудный сын. А Укра-Їна, которая породила революционера, которого морально изуродовала абстрактная идея, прощает ему этот смертный грех
Новелла Николая Волнового «Я (Романтика)» стала своеобразным изобличением жестокости и несправедливости новой системы. Нама-Гання убить в себе человека, убить добро во имя, при-водит к перерождению В дегенерата
Вместе со своими героями писатель искал выход из лабирин-тив истории, ошибался и пророчил, праздник верил и люто ненави-дел, и в конце концов, не выдержал дуализма современной ему времена. Об-Звучал выстрел…
Проблематика произведения
1. Разногласие, полярность одвичного идеала любви, гуманизма, добрая, традиционных этических ценностей, произведенных христиан-ською цивилизацией — с одной стороны, и служением идеи абстрак-тного гуманизма, фанатизма, фальшивой романтики — з второго
2. Неизбежность потери людской сущности через измену принципов человечности. Кто убивает другого — убивает себя
3. Проблематика носит над временной, философский характер
Стилевые признаки новеллы
1. Рассказ от первого лица
2. Драматизм
3. Внутренние монологи героя
4. Отсутствие непосредственной авторской оценки
5. Лаконизм
6. Выразительные художественные детали
7. Глубокий психологизм
8. Отказ от традиционного описательного реализма
9. Времени смещения
10. Столкновение виддаленихепизодив.
11. Исторические аллюзии, ассоциации ( термин«версальци» и т.п.) с целью поставить революцию в контекст выдающихся событий мировой ис-торий.
12. Содержательное сгущение
13. Символическое содержание образов, деталей
14. Своеобразность зрительного и звукового фона событий
15. Средства поэтического синтаксиса
Образная система новеллы
• мать (Мария — Божа и всечеловеческий иметь — центральный резина-нистичний символ новеллы, символ надежды, любви, жизнь, мате-ринського всепрощение);
• доктор Тагабат («человек с холодным умом и камнем за-мисть сердца», нелепо жестокий пьяница и людоед);
• дегенерат (часовой революции с душой «пылала с гильотины»);
• Андрюша (человек с нормальной психикой, «чекист невольно»);
• инсургент «Я» — образ, раскрытый в развитии, акцентированный на моменте окончательной ломки и роли в нем дегенерата, на стал-ленные «Я» к других фигур, выведенных в произведении: тамуванни отвращения, оправдании того, что нельзя оправдать в себе и в других — «Я думаю: так надо» («Я» — «мъятежний» сын — «чекист, но и человек», коммунар, который в огне фанатизма убивает родную мать и с того времени уже окончательно не человек, а только чекист).
«Я (романтика)» Новелла о добре и зле в жизни и в душе
Комментариев нет:
Отправить комментарий