Изображение буржуазного среды в «Царевне» сравнительно с «Человеком» значительно выразительнее, персонаже обрисованные ризнобичнише, их поступки лучше мотивированы. Хотя писательница изображает буржуазную интеллигенцию в общественно-моральном и семейно-бытовом аспектах, она нигде не злоупотребляет живописанием быта. Лишь тогда писательница прибегает к описанию обстановки, вещей, когда через отношение персонажей к ним хочет раскрыть типичную черту того или другого характера. Общественная среда привлекает внимание писательницы прежде всего из идейного и морально-этического бока: она старается раскрыть убеждение персонажей, регулирующие принципы их поведения, их характеры, психологию Отсюда и главное внимание в повести отводится вопросам морального становления личности. Итак связи, разногласия, симпатии, антипатии и вообще взаимоотношения молодежи, «истории роста и организации» характеров представляют сюжетповисти.
Возникает вопрос: как мог Орядин так скоро утратить веру во всем? Ведь же это было только первое серьезное випро-буваннивйерша неудача на пути к избранной высокой цели. Многому взвешивал здесь зажигательный, «зминливий» характер персонажа. Однако не только в характере героя нужно усматривать причину его морального падения-Шмотивовуючи социально и психологически перерождение Орядина, О. Добилянська показывает разногласия в него взглядах же прий первому разговору с Наталкой когда” Орядин излагай тф свое жизненное кредо, свои взгляды на общественный процесс, он’ рядом с правильными соображениями, которые шли от марксистского понимания развития истории, высказывает и такие мысли, которые отвечали интересам консервативнихсил.
Простому люду отдает она свою любовь, добро и благородство души. В любви к народу, стремлении быть ему полезным, в тягчайших обстоятельствах сохранять человеческое достоинство и ясность духа - в качествах души, а не в происхождении писательница усматривает величие человека и с этим связывает свое понимание «аристократа духа» ‘.’ ее идеи подхватывает наиболее молодое поколение. Внук аристократки составляет перед умершей немую присягу - стать таким, как бабушка, и всегда быть верным своему народу. « ОБ, он соблюдет свое обещание. Она произойдет правдой. Такой правдой, как было правдой то, что подивляв ее, что боролась к послидних сил с суровостью жизни, который был ее внуком - и был сыном угнетенной наций… его глаза, обращенные на помершу, запылали» (и, 406),
Пылким возражением кротости, всякого унижения людской достоинства преисполненные новеллы «Попрошайка» и «Покорность», но образа у них, относительно «Аристократки», целиком другие. Отличные здесь и средства изображения. В «Аристократке» жизненные факты передавались через авторский сказ, описание и диалог. В «Попрошайке» и «Покорности» действительность изображается в лирическом ключе и передается через впечатление и мысли художника, который выступает действующим лицом. События здесь разворачиваются в тесной связи с расцветшей всеми красками природой, которая выступает резким контрастом к судьбе людей. Более того, в «Попрошайке», мы бы сказали, природа, напоенная солнечным светом, выступает даже действующим лицом. Герой «Попрошайки», очарованный окружающей природой, ее красотой и гармонией, слышит однотонное жалобное скавулиння попрошайки, которое диссонансом врывается в гармонию душевного настроения, вызывает раздражение, острое беспокойство в художника. После того, как он увидел, что это была с красивым профилем целиком слепая женщина и потому вынуждена просить милостыню, а затем за каждый грош составлять скиглячим голосом благодарность, художником овладело «несказанно гадкое чувство». Наоборот, то
Это часто употребляемо понятие в произведениях О. Кобилянськой критики безосновательно связывали с ницшеанським пониманием артистократиз-му. Тем временем понятия это Кобилянська еще в 80-х годах, когда о Ницше еще и не чуткая, позаимствовала от Є. Марлит и употребляла в подобный немецкой писательнице понимании чувства покорности, что его оставила обездолена иметь и ее «птенцы» под окном художника возбуждает в него душе печальное раздумье о будущей судьбе детей, которым стелется такая же дорога, как и матери, вызывает боль за попранное достоинство человека
В таком же лирическом аспекте, как «Попрошайка» и «Покорность», где внимание писательницы почти полностью сосредоточивается на изображении душевного залога, ощущений и эмоций персонажа, написанная и лирико-философская новелла «Иметь божья» (1894). Здесь относятся вопросы смысла человеческого жизни, гуманизма, места художника в обществе. Героиня новеллы, как и в «Попрошайке» и «Покорности», тоже художник, человек с богатой фантазией, с развитой ассоциативной памятью, емоционально чувствительная и уязвимая. Не приходится возражать и того, что в новелле есть многому субъективного, того, что глубоко волновало ее автора. Отсюда огромное эмоциональное воодушевление произведения (особенно во второй части). Новелла О. Ко-Билянськой богатая на психологический подтекст. В ней объединяются два плана изображения - реальный и фантастический, использованы аллегорические образа, к которым раньше или пизнише от О. Кобилянськой удавалось многому прозаиков и драматургов. Довольно напомнить рассказ В. Гаршина, драму «Ганеле» Г. Гауптмана, «Сон» Афанасия Мирного
Начинается новелла лаконичной пейзажной картиной, которая крепко связана с дальнейшим развитием действия. На дворе осень, полумгла, тишина. По оконным стеклам окна всплывают чистые, словно человеческие слезы, дождевые капли. Они вызывают неожиданные, но психологически глубоко мотивированные реалистические ассоциации о человеческих отношениях в мире, где одни властвуют, потому что имеют столько «тысяч», сколько котится по окну дождевых капель, а другие из горя виплакують столько же слез. Перед героиней - художником, который хочет преодолеть сомнения и найти свое место в обществе,- жизнь ставит свои неразгаданные загадки: где, как извлекать новые моральные ценности, в чем смысл общественной работы человека? Такие вопросы прежде всего смущают творческую мысль героини, которая оказывается перед дилеммой. Можно бы погрузиться в абстрактную красоту с «зарисом чистоты», надклассовой любви к людям, в которой «затонули и «стоимости», и современная мораль, и слезы горя, и самое горе» (и, 433). Или же полететь в мир фантазии и выдумывать такие мелодии, которые порывали бы «своей чистой красотой», своими звуками «пронизывали бы души», «вымывали 15 все зло, которое намулилося, и золотили бы то, что заброшенное, побледнело, почернело» (и, 433). Соображение об обоих этих путях имело чем различаются между собой. Но жизнь со своими социальными контрастами неумолимо наплывает на душе героини, которая бьется в поисках такого служения, которое бы приносило добро людям, отвечало честной гражданской натуре героини-художника, который «помимо своей молодости и ее прав, жила лишь горем, когда ради вторых вела бессолнечную жизнь, словно в стране мряк» (и, 436), а теперь оказалась на раздорожье, завернутая сомнениями
Поставивши перед героиней сложные вопросы, писательница хочет даты на них ответ и переводит свой рассказ в план условный, используя художественный прием сна, во время которого героини появляется неизвестная женщина. Она олицетворяет идеи добра и душевной чистоты, правды и любви - любви к социально обездоленным - и связывает лирической героиней с образом божьей матери. Этот образ никак нельзя ставить в какой-либо связь со взглядами писательницы на религию так же, как образ Марии в одноименной поэме Т. Шевченко или образ божьей матери в «Молитве странника» М. Лермонтова. У Кобилянськой он построен, как справедливо делает замечание В. Пасичний, «на основе тогдашних представлений о символе душевной чистоты, красоты, благородства и т.п. человека» , подобно, как поэтический образ — «царство божье» в поэзии й. Франка «Товарищам с тюрьмы». О. Кобилянська отдала дань тысячелетней традиции, которая связывала с этим образом лучшие человеческие этические идеалы. По мнению писательницы, лучше всего выразил их Рафаэль в картине «Сйсстинська мадонна», показав в ней большую человечность, моральную силу и чистоту («Вещуны»). В новелле обид матери божьей служит художественным приемом и примененный с той целью, чтобы разбить в героине временную индифферентность к социальным вопросам именно в то время, когда она затужила за личным счастьем, восстановить в ней общественное начало - выступает, итак, в условной роли протагониста. Неизвестная женщина напоминает героини, что они встречались уже не один раз: были вместе и возле малых сирот, и возле работницы с фабрики, которые от тяжелой работы и нужды преждевременно ослепшая, и возле старой вдовицы, для которой собственные дети стали проклятьем, и возле многих других покривдженихжиттям.
Повесть «Царевна» — много проблемное произведение
Комментариев нет:
Отправить комментарий