Или заложенная к “ Хозарскому словарю” Милорада Павича некоторая милая учительскому сердцу конкретная идея, которую можно “помацати руками” да еще и коротко и понятно записать к ученическим тетрадям? Кажется, на помощь может прийти сам автор, который в одном из интервью сказал: “Приблизительно в 1953 году, во время обучения… я прочитал о хозарской миссии Кирилла и Мефодия… В христианских источниках относительно хозарской полемики, которая была важным событием во всей той истории, очень мало говорилось о гебрайського и арабского участников полемики. Тогда меня заинтересовало, или это единое упоминание о той полемике, или, возможно, какие-то другие, нехри-стиянськи, источника говорят немного больше о других ее участников? Когда я перечитал Юду Халеви, то увидел, что он говорит об источниках и дает информацию о хозарской полемике, обходя христианские источники… Мало-помалу я начал искать и отыскивать имена всих тих участников хозарской полемики, которые одинаково замалчивались во всех трех источниках. Одно слово, я увидел, что все они немного знают одно об одном. Это выдалось мне доброй метафорой нашего мира, такого, которым он стал с давних пор и которым есть до сих пор”.
Мир, разорванный на кусочки, мир, который не хочет объясниться, мир, который со временем все более чаще ассоциирует грубые террористические акты по конфликтом цивилизаций то ли на земле обетованной, то ли в Джами и Кашмире, или в противостоянии вокруг Ирака, мир, где нет “ никаких дел, которые бы с ‘ еднува-ли вместе ислам, христианство и иудаизм “, хорошо знакомый сербу Милораду Павичу. Итак и советует он нам “идти сквозь книгу (мир), как через лес, - от знака до знака, ориентируясь на заре (иудаизм), месяц (мусульманство) и крест (христианство. - Л. К.)”, потому что не случайно один из главных героев “Словаря”, Самую-Эль Коен, ощущал, что его душа составляется с трех частей, которые и олицетворяли эти три веры
Да и демоны разных религий объединились, чтобы не дать отыскать хотя бы часть першолюдини, Адама, который к грехопадению найближче стоял к Богу. Не боятся они, демоны, тех, “ кто ненавидит друг друга… Они всегда похожие между собой “. Опасные врагам рода человеческого другие - те, что “хотят сближения, потому что отличия им не помеха “. Не прибегло Авраму Бранковичу, Масуду Юсуфу и Самуелю Коену соединить свои части “ Хозарского словаря” в XVII ст. - они погибли в один день от рук людей, но части словаря не исчезли - их запомнил монах Феоктист Никольськи и передал для печати Йоаннесу Даубманнусу. Ученые XX ст. исайло Сук, Абу Кабир Муавия и Дорота Шульц идут к своему “ Хозарскому словарю”, забывая даже о личных религиозных счетах. им не прибегло достичь цели: демоны убили мусульманина и христианина, а человеческое “правосудие” обвиняет иудейку. Приближение к Богу не состоялось? Но яйцо, которое может обернуть неудачный день в хорошую яичницу, было разбитое доктором исайлом Суком из тупого конца, чтобы спасти не собственная жизнь, а книгу. Рукописи не горят - надежда еще есть!
А при чем здесь хозары? Что знаем мы о них? Что оставили они человечеству? Историк сразу припомнит мощное средневековое государство - Хозарский халифат; с которой вынужденные
Сатанинскими знаками (отец играет на лютне из панциря бледно черепахи, которая принадлежала Никону Севасту; иметь имеет лишь одаг ноздрю в носу, как у Никона Севаста; сын, мальчик лет чоти рьох, с физическим недостатком-на каждой руке у него по два велики) пальцы, как в Ефросинии Лукашевич), снова становится им на препятствии
Ничего истинно мы о нем не знаем: каким богам он молился, которых песен пел и в ком можно искать его наследников. Да и с хозарами нас, украинцев, соединяет не только Большая Степь. Во всяком случае в “Правовом укладе и конституции относительно прав и воль-ностей войска Запорожского…” читаем: “…воинствующий древний казацкий народ, раньше званый хозарским, Господь сперва возвеличил рыцарским характером, просторными владениями и викопомною славой. Тот народ своими завзятыми походами морем и сухопутью не только окружающие племена, а и самую Восточную империю (Византию) потрясал таким страхом, который восточный император, стремясь жить с ним в миру, заручился прочной супружеской связью из него зверх-ником - нарек своему сыну дочь кагана, то есть князя казаков”.
и еще: потомками хозар называют то караимов, то астраханских казаков, то дагестанских евреев, то еще множество разного люда…
Итак, хозары - народ, который потерял свою аутентичность, развеялся степями, как порох под копытами диких коней… В своем основательном исследовании “Давняя Русь и Большая Степь” Л. М. Гумильов писал:
“ Так и рассыпались хозары в большом городе Сараи, “столицы” всей Западной Евразии. Однако не только эпическую целостность утратили хозары, но даже и то, что кажется неотъемлемым, - память, или, говоря научно, этническую традицию. Потомки хозар забыли о том, что они были хозарами… Хозария стала страной без исторических источников: письменных, вещевых и этнографических, то есть зафиксированных в обрядах и верованиях”.
и ныне, за времена тотальной глобализации мира, не теряют ли некоторые наши соотечественники, екзальтуючись от гамбургера с кока-колой в “Макдональдсе”, пересыпая свою речь “оъкеями”, неистовствуя на “Гелловин” и не отличая Святого Николая от Санта Клауса, а его - от Деда Мороза, своего украинства, славянства и, в конце концов, духовной самоиден-тичности, самостоятельности? Не боимся ли потерять в бесконечных мирах так же, как когда-то это сделали те, кого кое-кто считает нашими пращурами? Возможно, и об этом “Хозарский словарь” - постмодернистское “поучение” православного серба Милорада Павича?..
“Хозарский словарь” Милорада Павича
Комментариев нет:
Отправить комментарий