вторник, 14 апреля 2015 г.

Сметное и грустное в новеллах О. Генри


Американский писатель О. Генри вошел в историю литературы как замечательный мастер юмора и иронии. Подавляющее большинство рассказов О. Генри, в сущности, посвященные самым обычным явлениям жизни так называемых “ маленьких американцев”. Его герои движимые чувствам любви, дружбы, стремлением делать добро, способные к самопожертвования, тогда как негативные персонажи действуют под влиянием ненависти, злости, корисливости, карьеризма. За необыкновенным в О. Генри в конце концов всегда прячется обычное. Писателю присущий в большинстве его рассказов насмешливый или иронический тон. Развитие действия и обращение героев, а иногда и очень серьезные явления в новеллах О. Генри всегда сводятся к шутке, к смешной развязке. О. Генри тонко замечает комическое в людях, в их обращении, в тех ситуациях, которые составляются в процессе столкновений между героями. Смех О. Генри добродушный, в нем нет грубости и цинизма. Писатель не смеется над физическими недостатками своих героев, над их реальными несчастьями. Ему глубоко далекий тот жестокий юмор, который присущий иногда Литераторамзаходу.


Смех О. Генри благородный, потому что в него основе лежит глубокая вера в человека, любовь к нему, ненависть ко всему, что искажает жизнь и людей. В О. Генри есть рассказы “Родственные души”, в котором речь идет о том, что грабитель забирается ночью в дом зажиточного обывателя и находит его лежачей у постели. Бандит приказывает обывателю поднять руки вверх, но тот объясняет, что через острый приступ ревматизма сделать этого не может. И тут бандит упоминает, что он тоже страдает этим недугом. Он спрашивает больного, которыми средствами тот пользуется. Так они разговаривают, а потом отправляются вместе выпить: “Хорошо, - говорит вор, - бросьте это, я вас приглашаю. На выпивку хватит”. Комическая ситуация, которая изображает грабителя и его возможную жертву идя под руку у кабак, не, может не вызвать улыбки. Смешно, конечно, не то, что в героях О. Генри неожиданно оказывается человеческое. Смешно то, что человеческое оказывается в такой неожиданной, ненормальной форме. В юморе О. Генри есть поэтому значительная частица иронии относительно тома порядка жизни, которая порождает подобные несоответствия. За этой иронией прячется грусть, настолько присущий юмору писателей-гуманистов, которые изображают одновременно смешные и трагические гримасы жизни


Вот пример юмористического рассказа, где та же идея появляется в другом варианте. “Роман биржевого маклера”. на короткое время от атмосферы биржевого ажиотажа, маклер предлагает своей стенографистке выйти за него замуж. Стенографистка повела себя очень удивительно. Сначала она будто бы удивилась, потом из ее удивленных глаз хлынули слезы, а потом она солнечно улыбнулась сквозь слезы. “…Я поняла, - сказала она мягко, - это биржа вытеснила у тебя из главы все другое”. И она сообщает Гарри, что они с ним вчера обвенчались. Яснее сказать нельзя: биржа вытеснила у человека все естественные, нормальные чувства. Итак, перед нами два рассказа, которые вызывают, казалось бы, всего лишь легкий смех. А тем временем, как мы видим, в основе их лежит глубоко гуманный и демократический взгляд на жизнь. Вдумываясь в содержание других рассказов, мы окажем тот же взгляд. Вот почему смех О. Генри - благородный смех


Изобретательность О. Генри в создании концовок новелл и рассказов просто разительная. Иногда кажется, что все усилия писателя направленные только на то, чтобы удивиться нас неожиданным финалом. Концовка рассказов подобно яркой вспышке молнии озаряет все то, что раньше таилось в мороке, и картина сразу становится ясной


Хотя О. Генри в своих рассказах постоянно смеется, но бывает, что он смеется в то время, как душу его обливается слезами. Однако писатель верил у жизнь, у людей, и его рассказы освещены огоньком истинной человечности



Сметное и грустное в новеллах О. Генри

Комментариев нет:

Отправить комментарий