В года Великой Отечественной войны писатель как артиллерист прошел длинный путь от Сталинграда до Чехословакии. Среди книг Юрия Бондарева о войне «Горячий снег» занимает особое место, открывая новые подходы к решению моральных и психологических задач, поставленных еще в него первых повестях - «Батальоны просят огня» и «Последние залпы». Эти три книги о войне - целостный мир, который развивается, что достиг в «Горячем снеге» самой большой полноты и образной силы. События романа «Горячий снег» разворачиваются под Сталинградом, южнее блокированной советскими войсками 6-и армии генерала Паулюса, в холодном декабре 1942 года, когда одна из наших армий сдерживала в приволжской степи удар танковых дивизий фельдмаршала Манштейна, который стремился пробить коридор к армии Паулюса и вывести ее из окружения. От успеха или неуспеха этой операции в значительной мере зависел результат битвы на Волге и, может, даже сроки окончания самой войны. Время действия романа ограниченный всього несколькими на днях на протяжении которых герои Юрия Бондарева самоотверженно обороняют малюсенькой пятачок земли от нимецькихтанкив.
В «Горячем снеге» время краткое даже щильниший, чем в повести «Батальоны просят огня». «Горячий снег» - это недлинный марш армии, которая выгрузилась из эшелонов, генерала Бессонова и бой, который так много решил в доле страны. Это застывшие морозные звезды, два дня и две бесконечных декабрьских ночи. Без лирических отступлений, будто бы у автора от постоянного напряжения перехваченное дыхание. Роман «Горячий снег» отличается прямотой, непосредственной связью сюжета с истинными событиями Великой Отечественной войны, с одним из ее решающих моментов. Жизнь и смерть героев романа, самые их судьбы освещаются тревожным светом истинной истории, в результате чего все находит особую весомость, значимость. В романе батарея Дроздовського поглощает чуть ли не все читательское внимание, действие сосредоточено по преимуществу вокруг небольшого числа персонажей. Ковалев, Уханов, Рубин и их товарищи - частица большой армии, они - народ, народ в той мере, в который типизированная личность героя выражает духовные, моральные черты народа. В «Горячем снеге» образ народа, который встал на войну, возникает перед нами в еще небывалой к тому у Юрия Бондарева полноте выражение, в богатстве и разнообразии характеров, а вместе с тем и В целостности
Этот образ не исчерпывается ни фигурами молодых лейтенантов - командиров артиллерийских взводов, ни колоритными фигурами тех, кого традиционно принято считать лицами из народа, - будто бы немного трусливого Чибисова, спокойного и опытного наводчика Евстигнеева или прямолинейного и грубого ездового Рубина. нет старшими офицерами, такими, как командир дивизии полковник Деев или командующий армией генерал Бессонов. Только все вместе, при всему различия чинов и званий, они представляют образ народа, который борется. Сила и новизна романа состоит в том, что единство эта достигнутая как бы само собой, отраженная без особых усилий автора - живым, что двигается жизням. Гибель героев накануне победы, преступная неизбежность смерти содержит в себе высокую трагедийность и вызывает протест против жестокости войны и сил, которые ее решили. Умирают герои « Горячего снега» - санинструктор батареи Зоя Єлагина, стеснительный ездовой Сергуненков, член Военного совета Веснин, гибнет Касимов и многие другие… и у всех этих смертях виноватая война. Пусть в гибели Сергуненкова виновное и бездушие лейтенанта Дроздовського, пусть и вина за смерть Зои ложится отчасти на него, но как ни большая вина Дроздовського, они прежде всего - жертвы войны. В романе выраженное понимание смерти - как нарушения высшей справедливости и гармонии. Вспомним, как смотрит Кузнецов на вбитого Касимова:
- «Сейчас под главой Касимова лежал снарядный ящик, и юношеское, безусое лицо его, недавно живое, смуглое, что стало мертвенно-белым, утонченным жуткой красотой смерти, изумленно смотрело влажно-вишневыми полуоткрытыми глазами на свою грудь, на разорванную в клоки, высеченную телогрейку, точно и после смерти не постиг, как же это убило его и почему он так и не смог встать к прицелу».
Еще острее ощущает Кузнецов необратимость потери ездового Сергуненкова. Ведь здесь раскрытый сам механизм его гибели. Ковалев оказался несостоятельным свидетелем того, как Дроздовський послал на верную смерть Сергуненкова, и он, Кузнецов, уже знает, что навсегда проклянет себя за то, что видел, присутствовал, а изменить ничего не сумел. В «Горячем снеге», при всей напряженности событий, все человеческое в людях, их характеры живут не отдельно от войны, а взаимозависимые с ней, постоянно под ее огнем, когда, кажется, и главы не поднять. Обычно хроника боев может быть пересказанная отдельно от индивидуальности его участников, - бой в «Горячем снеге» нельзя пересказать иначе, чем через судьбу и характеры людей. Существенным образом и весомо прошлое персонажей романа. В одних оно почти безоблачное, в других - такое сложное и драматическое, что бывшая драма не остается позади, отодвинутая войной, а сопровождает человека и в бое западнее Сталинграда. События прошлого определили военную судьбу Уханова: одаренный, полный энергии офицер, которому бы и командовать батареей, но он только сержант. Крутой, мятежный характер Уханова определяет и его движение внутри романа. Прошлые бедствия Чибисова, едва лишь не сломили его (он провел несколько месяцев в немецком плену), откликнулись в нем страхом и многое определяют в него поведении. Так или иначе в романе проскальзывает прошлое и Зои Єлагиной, и Касимова, и Сергуненкова, и нелюдимого Рубина, чью отвагу и верность солдатскому долгу мы сумеем оценить только до конца романа. Особенно важно в романе прошлое генерала Бессонова. Мысль о сыне, который попал в немецкий плен, утрудняет его позицию и в ставци, и на фронте. А когда фашистская открытка, которая сообщает о том, что сын Бессонова попал в плен, попадает в контрразведку фронта в руки подполковника Осыка, кажется, что возникшая угроза и службе Бессонова. Наверное, самое загадочное из мира человеческих отношений в романе - это возникающая между Кузнецовым и Зоей любовь
Война, ее жестокость и кровь, ее сроки, которые перекидают обычные представления о времени, - именно она содействовала настолько стремительному развитию этой любви. Ведь это чувство составлялось в те короткие часы марша и боя, когда нет времени для соображений и анализа своих чувств. И начинается все это с тихой, непонятной ревности Кузнецова к отношениям между Зоей и Дроздовськи. А в скором времени - так имело времени проходит - Кузнецов уже горько оплакивает погибшую Зою, и именно из этих строк взятое название романа, когда Кузнецов вытирал мокрое от слез лица, «снег на рукаве ватника был горячим от него слез». Обманувши сначала в лейтенанте Дроздовському, лучшему тогда курсанте, Зоя на протяжении всего романа, приоткрывается нам как личность моральная, цельная, готовая на самопожертвование, способна постигнуть своим сердцем боль и страдание многих. Она как бы проходит через множество испытаний, от назойливого интереса, к грубому отбрасыванию. Но ее доброты, ее терпение и сочувственности получает на все, она воистину сестра солдатам. Образ Зои как-то незаметно наполнил атмосферу книги, ее главные события, ее суровую, жестокую реальность женским началом, лаской и нежностью. Один из самых важных конфликтов в романе - конфликт между Кузнецовым и Дроздовським. Этому конфликт отдан многому места, он оголяется очень резко и легко прослеживается с начала до конца. Сначала напряженность, которая идет еще в предысторию романа. Несогласование характеров, манер, темпераментов, даже стиля речи: мягкому, раздумчивому Кузнецову, кажется, тяжело выносить отрывистая, командная, неопровержимая речь Дроздовського.
Довгие часы боя, бессмысленная гибель Сергуненкова, смертельное ранение Зои, в котором отчасти виновный Дроздовський, - все это образует пропасть между двумя молодыми офицерами, моральную несовместимость их существование. В финале пропасть эта сказывается еще резче: четверо уцелевших артиллеристов освящают в солдатском котелку только что полученные ордена, и глоток, что каждый из них сделает, это прежде всего глоток поминальный - в нем горечь и горе потерь. Орден получил и Дроздовський, ведь для Бессонова, что наградил его, - он уцелевший, раненный командир батареи, которая выстояла, генерал не знает о тяжелой вине Дроздовського и скорее всего никогда не узнает. В этом тоже реальность войны
Но недаром писатель оставляет Дроздовського в стороне от тех, что собрались у солдатского котелка. Самой большой высоты этическая, философская мысль романа, а также его эмоциональная напряженность достигает в финале, когда происходит неожиданное сближение Бессонова и Кузнецова. Это сближения без непосредственной близости: Бессонов наградил своего офицера наравне с другими и тронул дальше. Для него Кузнецов всего лишь один из тех, кто насмерть стоял на рубеже реки Мишкова. Их близость оказывается больше приподнятой: это близость мысли, духу, взгляда на жизнь
Например, пораженный гибелью Веснина, Бессонов винит себя в том, что через свою необщительность и подозрительность он воспрепятствовал сложиться между ними дружеским отношениям («такими, как хотел Веснин, и которыми они должны быть»). Или Кузнецов, который ничем не мог помочь расчетов, который гибнет на него глазах, Чубарикова, что терзается пронзительной мыслью о том, что все это, «казалось, должно было состояться поэтому, что он не успел сблизиться с ними, понять каждого, полюбиться…». Разделенные несоразмерностью обязанностей, лейтенант Кузнецов и командующий армией генерал Бессонов двигаются до одной цели - не только военной, но и духовной. Ничего не подозревая о мыслях друг друга, они думают об одном и то самое и в одном направлении ищут истину. Оба они требовательно спрашивают себя о цель жизни и о соответствии ей своих учинкив и устремлений. Их разделяет возраст и роднит, как отца с сыном, а то и как брата с братом, любовь к Родины и принадлежности к народу и к человечеству в высшем содержании цихслив.
Проблематика романа Ю. В. Бондарева «Горячий снег»
Комментариев нет:
Отправить комментарий