Произведение по рассказу А. Чехова «ионич». Чехов является общепризнанным мастером короткого рассказа. Основной его творческий прием - максимальная концентрация информации в относительно малом объеме текста, отсюда такое внимание к деталям, отсюда способность сделать символической самую обычную жизненную историю. В произведениях Чехова почти никогда нет сюжета как такого - или он не настолько важный, а чаще всего идет рассказ об одном событии, или сразу о том, что в простом сюжете не изложишь - о целой человеческой жизни. Именно одним из таких рассказов есть «ионич». Его тема - обычная для автора тема взаимоотношений человека и среды. Свойственно, из описания среды это произведение и начинается. Это губернский город С. и семья Туркиних, «самая талантливая и просвещенная в городе». Иван Петрович Туркин, которого иначе как « массовиком-затейником» не назовешь. Вера Иосифовна пишет романы, которые всегда начинаются с одной и той же фразы - «Мороз крипшав». «Мороз», как известно, со временем был заменен на «маразм», в таком виде фраза до сих пор гуляет в народе. Дочь регулярно терзает рояль. А еще - неизменяемый запах жаренного лука. Все это создает картину торжествующей вульгарности. Если эта семья наиболее талантливая, то о других и говорить не приходится. Кстати, самое понятие «вульгарности» было введено в российскую литературу именно Чеховым. (Интересная деталь: в других европейских языках вообще нет слова, адекватного этому понятию).
Итак, среда в городе С. непоправимо вульгарное. Вульгарность здесь не просто «грубая безвкусица», по словарному определению, а стиль жизни. Но для того, чтобы говорить о противостоянии личности и среды, как минимум, должна появиться соответствующая личность. И личность появляется - это земский врач Дмитрий Ионович Старцев, «интеллигентный человек», что водит знакомство с семьей Туркиних. Он многое видит - и плохую игру Котика, и глупость Ивана Петровича, и напрасные потуги Веры Иосифовны, Ему принадлежит прекрасная фраза: «Бездарный не тот, кто не умеет писать повестей, а тот, кто их пишет и не умеет спрятать этого». Но парадокс заключается в том, что Старцев точно так же вульгарный, как и Туркини, только вульгарный по-другому. Он смотрит на окружающее довольно трезво, но никак не противостоит ему, а принимает его из самого начала. Игра Котика ужасная, но ее приятно слушать, романы Веры Иосифовны глупые, но после них в «главу идут хорошие, спокойные мысли». Обыватели и их разговоры раздражают Старцева, но он регулярно появляется на разных семейных праздниках и играет в вист, уклоняясь « от таких развлечений, как театр и концерты». Его мысли постоянно съезжают из приподнятого на вульгарность. На кладбище он, как и всякий обыватель, размышляет об ужасе смерти, о телах прекрасных девушек, зарытых в землю, а потом с дыханием облегчения садится в коляску и сетует на свою полноту
Старцев до конца жизни сохраняет позу человека, который стоит над средой. Он это делает, вероятно, из тщеславия. Он любит вселять философские идеи либеральным обывателям, но искреннее наслаждение доставляет ему лишь накопление денег. С каждым годом позу сохранять все труднее. И ионич, как его теперь все зовут, становится просто дивнуватим, раздражающим и одиноким старикам. Он меняется и извне - становится ожиревшим и уродливым. Трагедия Старцева заключается в том, что именно-то он искренне верит в то, что стоит над средой. Это мешает ему найти моральную опору вне него, потому что этого « вне» просто не существует. Но и слиться со средой до конца он тоже не может, отсюда - постоянное ощущение дискомфорта. Он несчастный, потому что слишком сильный, чтобы успокоиться в вульгарном существовании, и слишком слабый, чтобы действительно противопоставить себя обществу. Он - олицетворение вульгарности и одновременно ее жертва… Вот что интересно в этом рассказе
Олицетворение вульгарности и ее жертва
Комментариев нет:
Отправить комментарий