вторник, 5 мая 2015 г.

Какие уроки жизни я получил, прочитавши романа Л. Г. Толстого «Война и мир»

Впервые я познакомилась с романом Л. Толстого «Война и мир», когда посмотрела его экранизацию. Тогда меня захватил образ Наташи Ростовой - воплощение безпосередньости, женственности и нежной чувствительности. И вот я прочитала само произведение, будто пропустила через себя каждую его страницу, и вдруг увидела чрезвычайной чистоты и порядочности обид, который не может не волновать, принуждает мыслить, анализировать. Наконец, у какого каждый из нас мог бы много чему научиться. Это - Пъер Безухов. Когда внимательно знакомишься с жизнью этого героя, полной противоречий, понимаешь, каким образом и при которых жизненных обстоятельств проснулась в человеке аристократического кола в тяжелом времени войн 1805-1812 лет и совесть и то высокое понимание чести и обязанности, которые привели ее к негативному отношению, а позднее и к разрыву со своей средой. Наверное, именно поэтому мы воспринимаем Пъера как воплощения образа лучших людей России того времени


Мы проходим вместе из Пъером через него своеобразные психологические переломы, которые были вызваны внутренним спором с самым собой, непринятием окружения, того круга, к которому он принадлежал. Мне кажется, именно в этих противоречиях, точнее - в поисках их решение, и состоит привлекательность и сила образа Пъера. Но это - с одной стороны. Из другого же, что есть для меня не менее важным, привлекательность его кроется в исключительной порядочности и истинном патриотизме небезразличного человека. Это то, чего очень бракует нашему современнику, и именно за это я определила образ Пъера любимым. За внешней непривлекательностью (« массивный, толстый молодой человек со стриженной главой, в очках, в светлых панталонах за тогдашней модой …») скрытое чистое, умное и доброе сердце. Приверженец Руссо и французской революции, Пъер преисполненный благородных и свободолюбивых идей, которые позднее приобретают народный и национальный грунт. Но Толстой не идеализирует своего героя ( потому что иначе, наверное, его образ не был бы таким интересным).


В личной жизни Пъера его благородные взгляды на права и достоинство человека, на общее благо объединялись с гульбой в кругу столичной аристократической молодежи. Со временем мы поймем, что борьба духовно-морального с чувствительным - это одна из форм внутреннего развития Пъера. Довольно интересным есть для образа Пъера еще одно противоречие - борьба между погружением в мир исключительного внутреннего духовного жизни и стремлением к внешней деятельности, к участию в жизни общественному. Моральное потрясение, которого он испытал в стычке с Долоховим, пробуждает в нем докори совести и еще больше заостряет вопрос выбора. Задумавшись над вопросом о смысле жизни, Пъер приходит к масонству. И он не отделяется в своему «я», а старается помогать ближним практическими делами. Убедившись в бесполезности масонства, Пъер отходит от него. Путь поисков, ошибок и самоутверждения героя был нелегким, запутанным и длинным


И жизненное устройство России изменилось под влиянием войны 1812 года, и именно этот факт возродил Пъера в тот момент, когда он окончательно убедился в тщетности своих внутренних усилий. И перед нами появляется совсем новый герой, которого укрепило осознание сближения с народом и подняла собственная значимость, собственное величие человека, который принадлежит к этому народу. Мне кажется, что все мы сейчас чем-то похожие с Пъером Безуховым: своими поисками, здоланням противоречий, определением собственной позиции. Это, наверное, является отражением переломного и важного момента в истории нашей страны. Поэтому не удивительно, что образ Пъера стал любимым для многих современных читателей, которых, как и меня, он принудил мыслить, сравнивать и вывешивать



Какие уроки жизни я получил, прочитавши романа Л. Г. Толстого «Война и мир»

Комментариев нет:

Отправить комментарий