понедельник, 11 мая 2015 г.

«Бедные люди» в романе Ф. Г. Достоевского «Преступление и наказания»

В статье «Забитые люди» М. О. Добролюбов писал: « В произведениях Ф. Г. Достоевского мы находим одну общую черту, более или менее заметную во всем, что он писал. Это боль о человеке, который признает себя не в силах или, в конце концов, даже не упражнению быть человеком, истинным, полностью самостоятельным человеком самой по себе».


Роман Ф. Г. Достоевского «Преступление и наказания» — это книга о жизни обездоленных, это боль писателя за опороченную честь «маленькой» человека. Перед читателем разворачиваются картины страданий «маленьких» людей. Их жизнь протекает в грязных каморках, на бульваре


Холодно и безразлично смотрит сытый Петербург на обездоленный. Трактирная и уличная стихия вмешивается в доле людей, накладывает отпечаток на их переживания и поступки. Вот женщина, которая бросается в канал... А вот по бульвару идет пьяная пятнадцатилетняя девочка. Эта страшная картина вызывает горькие мысли в Раскольникова. Он знает, чем и как закончит жизнь эта растоптанная из юных лет человеческая душа. «Бедная девочка!.. Опомнится, поплачет, потом иметь узнает... Сначала прибьет, а потом высечет, болезненно и с позором, наверное, и сгонит... А не сгонит, так все-таки пронюхают Дарьи Францевни, и начнет сновать моя девочка туда и сюда... Потом сразу больница (и это всегда в тех, которые у матерей живут очень честных и тихонько от них пустуют), ну а там... а там снова больница... вино... кабаки... и еще больница... лет через два-три — калека, всей жизни ее девятнадцать или восемнадцать лет от рода всего-с»... И гневом дышат его слова, когда он с негодованием говорит, что существующая жизнь оправдывает подобное сознательное унижение человека: «Это, говорят, так и надо. Такой процент, говорят, должен отходить каждый год...». В этот процент и попали Мармеладов, Екатерина Ивановна, Соня, Дуня Раскольникова.


Типичный приют столичной бедности — жалкая комната Мармеладових. Увидев эту комнату, бедность жителей, понятной становится та горечь, с которой ее хозяин несколько часов тому назад рассказывал Раскольникову историю своей жизни, историю своей семьи. Рассказ Мармеладова о себе в грязном трактире — это ошеломляющая исповедь «погибшего человека, задавленного несправедливо притеснением обстоятельств». Это вопль о помощи. Горький пьяница, который пропивает последние чулки жены, который теряет службу через свой порок, Мармеладов дошел до последнего щабдя человеческого падения. «Нас обкрадывал и у кабак носил», — говорит Екатерина Ивановна


Но порок Мармеладова объясняется безмерностью его несчастий, сознанием обездоленности, приниженности, которые приносят ему бедность. «Милостивый господин, — начал он почти с торжественностью, — бедность не порок, это истина. Знаю я, что и пьянство не добродетель, и это тем более. Но бедность, милостивый господин, бедность —


Порок-С. В бедности вы еще сохраняете свое благородство врожденных чувств, в бедности же — никогда и никто». Мармеладов — человек, которому «никуда идти». Отчаянием одинокого человека звучит его жалоба: «Ведь надо же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти. Потому что бывает такое время, когда непременно надо хоть куда-нибудь и пойти!»


Мармеладов все дальше котится вниз, но и в падении он сохранил лучшие человеческие порывы, способность сильно ощущать, по словам Д. и. Писарева, «ему не изменила естественная деликатность и чуткость глубоко нежного характера». Последнее душевное движение Мармеладова — это мольба к Екатерине Ивановне и Соне о прощении


Так, действительно, вся жизнь Екатерина Ивановна ищет, чем и как прокормить своих детей, она терпит нужду и нужды. Гордая, палка, непоколебимая, оставшись удовою с тремя детьми, она под угрозой голода и бедности была вынуждена, «плача и рыдая и руки ломая», выйти замуж за невзрачного чиновника, удивця с четырнадцатилетней дочерью Соней, какой, в свою очередь, женит на Екатерине Ивановне из чувства жалости и сочувствие. Тут невольно припоминаются слова Мармеладова: « понимаете ли вы, что значит, когда уже никуда больше идти»? Нужда, бедность давила семью Мармеладова, доказывают Екатерину Ивановну к чахотке, но в ней живое чувство собственного достоинства. Сам Достоевский говорит о ней: «А Екатерина Ивановна была зверх того и не с забитых, ее можно было совсем убить обстоятельствами, но забить ее морально, то есть взять на испуг и подчинить себе ее волю нельзя было». Вот это стремление ощутить себя полноценным человеком и заставило Екатерину Ивановну устроить шикарные поминки. Достоевский постоянно подчеркивает это стремление словами: «Гордо и с достоинством осмотрела своих гостей», «не удостоила ответом», «громко заметила через стол».


Рядом с чувством самоуважения в душе Екатерины Ивановны живое другое большое чувство — доброта. Она старается оправдать своего мужчины, говоря: «Представьте, Родион Романовичу, в кармане у него пряничного пивника нашла: мертво-пьяный идет, а о детях помнит». Она, крепко прижимая Соню, будто бы грудью хочет защитить ее от обвинений Лужина, говорит: «Соня! Сон! Я не верю!». В поисках справедливости Екатерина Ивановна выбегает на улицу. Она понимает, что после смерти мужчины дети обречены на голодную смерть, что судьба немилостивая к ним


Так Достоевский, суперечучи себе, опровергает теорию утешительности и смирения, которое якобы приводит всех к счастью и благосостоянию, когда Екатерина Ивановна отвергает утешение священника. Трагический конец Катеринииванивни. В беспамятстве бежит она к генералу, чтобы просить о помощи, но их сиятельство обедают и перед ней затворяют двери. Больше нет надежды на спасение, и Екатерина Ивановна отваживается на последний шаг: она идет просить милостыню. Очень поражает сцена смерти бедной женщины. Слова, с которыми она умирает, «заездили клячу», «надорвалась», перекликаются с образом замученной, забитой к смерти клячи, которая когда-то приснилась Раскольникову. Образ ко-няки, что надорвалась, в Ф. Достоевского, стих Г. Некрасова о том, как били клячу, сказка Г. Салтыков-Щедрина «Лошадь» — это обобщенный, трагический образ замученных жизням людей. В лице Екатерины Ивановны отображенный трагический образ горя. Этот образ включает в себя огромную силу протеста. Он становится в ряд вечных образов мировой литературы


Трагизм существования угнетенных воплощен и в обиде Сони Мармеладовой. Достоевский любил контрастно видтиняти трагическое, ставя его рядом из вульгарным, будничным, смешным. Так появляется первый раз Соня, в крикливом костюме продажной женщины возле кровати отца. Этот бессмысленный костюм заставляет ощутить трагичность судьбы его повелительницы. А судьба Сони трагическая. Ей также никуда идти в этом мире, потому что, по словам Мармеладова, « много ли может бедная, но честная девица честной работой заработать». Самая жизнь отвечает на этот вопрос отрицательно. Вот и идет Соня торговать собой, чтобы спасти семью от голода, потому что выхода нет, она не имеет права покончить с собой. Д. Писарев писал: « Может быть, София Семеновна так же сумела бы броситься в Неву, но, бросаясь в Неву, она не могла бы изложить на стол перед Екатериной Ивановной 30 целкових, в которых состояло все содержание и все оправдание ее аморального поступка». Положение безысходности, когда даже путь самоубийства невозможный для бедного человека, толкает людей на моральные преступления против самих себя, задает вопрос: нарушить нравственность — преступно, не нарушить — тоже преступно относительно близких. Не пойди Соня на нарушение норм нравственности, и дети умерли бы из голода. Образ Сони превращается в обобщенный образ вечных жертв. Поэтому Раскольников выкрикивает: «Сонечка Мармеладова! Вечная Сонечка»...


Образ Сони является проводником взглядов на жизнь самого автора. Все в ее обиде говорит о величии морального подвига, о сочувствии к людям, о силе души, о стремлении к самоунижению, к смирению


Горькая судьба и душевная сила Сони отображены во внешнем образе: «...В комнату, несмело озираясь, вошла одна девушка... Это была София Семеновна Мармеладова.... Теперь это была скромно и даже бедно одетая девушка, очень еще молоденькая, почти похожая на девочку, со скромной и приличной манерой, с ясным, но будто бы запуганным лицом...».


Характерными деталями Ф. Достоевский подчеркивает приниженное положение Сони в этом мире: «Соня села, едва не дрожа от страха, и нерешительно глянула на обеих дам», «Соня снова села и снова боязливо, растерянно, быстро глянула на обеих дам и вдруг потупилась».


Это боязливое забитое существо становится моральным наставником, потому что ее устами говорит Ф. Г. Достоевский. Главное в характере Сони — это смирение, всепрощающее христианская любовь к людям, религиозность. Вечное смирение, вера у бога предоставляют ей силы, помогают жить. Поэтому именно она заставляет Раскольникова признаться в преступлении, доведя, что истинный смысл жизни В страдании


Раскольников спрашивает у нее, что делать ему теперь. Сон отвечает: «Пойди сейчас, этой же минуты, стань на перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю, что ты осквернил, а потом поклонись всему мира, на все четыре стороны, и скажи всем, вслух: «Я убил!». Чтобы показать моральную силу Сони, Достоевский пишет, что и на каторге, куда пошла она за Раскольниковим, каторжане полюбились ее. Под ее влиянием вылечивается от душевной травмы и Раскольников. Образ Сони был единым светом Ф. Г. Достоевского в общей тьме безнадежности


Сонечка Мармеладова — это олицетворения любви к людям. Она сохранила чистоту души в той грязи, в которую толкнуло ее жизнь


Образ Сони — это обобщенный образ страдания человеческого. Но этот образ имеет в себе и огромное реалистическое содержание. Судьба Сони как жертвы мерзостей, потворностей собственнического порядка, при которому женщина становится предметом покупки-продажи, приобретает широкий обобщающий значение. Подобная судьба уготована и Дуни Раскольниковий, которая должна была пойти дорогой Сони. Единственно реальный путь для девушки без средств к жизни — это путь продажи себя, правда, лицу определенной, уданому случаю — Лужину.


Очень подробно, психологически верно изображая « бедных людей», Ф. Г. Достоевский проводит основную идею романа: дальше так жить не можно.



«Бедные люди» в романе Ф. Г. Достоевского «Преступление и наказания»

Комментариев нет:

Отправить комментарий