Григорий Косынка и Николай Волновой… Люди одной эпохи, талантливые писатели, большие мастера художественного слова… Однако у каждого из них (а так бывает всегда!) своя судьба, свой путь к признанию, свое миропонимание и свое мировоззрение... Закономерность, которая не нуждается в доводах. В центре внимания обеих писателей — человек, большей частью и, что оказалась на раздорожье революции. Что характерное для Григория Косынки? Обосную ответ на вопрос, ориентируясь на новеллу «Иметь», написанную в 1925 году. Главный герой новеллы — Андрей, сельских мальчик, который имеет, наверное, вне политическую позицию. Вспомним некоторые эпизоды с новеллы. езжая за врачом, он (Андрей) попадается в боевую смуту: поляки мобилизуют подводы. Юноша не хочет оказаться среди них, он «пускает коня вдоль испуганного села на всю прить» и … встречает тройку польськихкавалеристив.
Диалог с поляками подтверждает мысль относительно него вне политических взглядов. У него есть своя цель, как он говорит, постановление: привезти к матери врача, а все те, с кем он столкнулся ночью, просто враги, которые мешают ему достаться к Зеленогайвськой больницы, «что стояла вне армий». А врагов надо уничтожать. Уже поворачиваясь домой, он в немилосердной злости выстрелит, и от того будет «пьяный какой-то большой радостью победы». В душе Андрея — постоянная борьба: хорошо, что поляки отступают, однако же, отступая, они могут конфисковать коня, забрать подводу, хлеб, а то и убить. Юноша никому не хочет служить: ни полякам, ни гайдамакам, ни Котовському; им овладела лишь тревога за мать. Даже об односельчанах он почти не упоминает, и мысли относительно конфискации больше принадлежат не ему, а крестьянам, которые устали от того, что на селе постоянно меняется власть. В этом коловороте событий тяжело понять, кто наши, кто ваши, а кто свои. Андрей — типичный представитель того крестьянства, которому нелегко определиться относительно идеалов. Однако тревога за мать — не только тревога за семью. Это и тревога за окружающей среду, гармонию которого порушеноий
Одна из лучших новелл Николая Волнового — «Я (Романтика)». Основной мотив ее — революция, гражданская война и их влияние на обычный человека. Если герой новеллы «Иметь» Григория Косынки имеет имя, то герой новеллы Николая Волнового — безымянный революционер-фанат. Он отстаивает абстрактную идею с оружием в руках. Он — дитя своего времени; "перекладывает на свои плечи огромное бремя — перестройку мира. Но изменение же формаций сопровождается уничтожениям инакодумцив. Соответственно ежедневной работой чекиста является убийство людей во имя все той же идеи, врагов, которые не разделяли миропонимания революционеров. Мотив Андриевих действий — тревога за мать, мотив действий фаната — освобождение человечества, физическое уничтожение тих, кто тормозит новое светлое будущее, кто не видит «загорной коммуны».
Без волнения и слез на глазах нельзя читать следующие строки: «Тогда я в томлении охвачен пожаром какой-то невозможной радости, закинул руку на шею своей матери и прижал ее руку к своей груди. Потом подвел маузер и нажал на висок»…
Какой ужас! Сын убивает родную мать за идею… Писатель доходит вывода: преданность идеи раздваивает личность, убивает чувство справедливости, добрая, правды, разрушает человеческое «Я».
А если ты взял такой грех на свою душу? Это уже полная деградация людской сущности. Вот доводы. Современность лирический герой воспринимает как «банкет» правда дикой страны. Безумие и категоричность в действиях — последняя инстанция соображений персонажа. Он сознается в том, что за сутью своей бандит, инструмент. В него соображениях нет ничего человеческого. Тяжело понять такой человека. Убивать хозяев, осуждать невиновных и после этого спокойно смотреть на эти портреты и не ощущать гнев, думать о том, что «я — чекист, но и человек»… Разве можно назвать человеком того, кто физически (и морально тоже!) уничтожил наиболее дорогой человека. Кто убивал мужчину и женщину, которые в окружающих ситуациях старались разобраться с помощью религии. Чекиста-Фаната я воспринимаю как зверя, дикого, хищного, у которого нет ничего святого. Он даже не похоронил матери… Оправдать его действия нельзя. Закончить свои раздумья хочу словами М. Жуменського: «Немного есть в мировой литературе таких произведений трагического звучания, в которых с впечатляющей художественной силой были бы воспроизведенные драматическое раздвоение реальности и идеалов, внутренний конфликт революционера, который попадается В витворену революционными идеями ловушку».
«Иметь» Г. Косынки и «Я (романтика)» Николая Волнового
Комментариев нет:
Отправить комментарий