Когда иногда задумываешься, сколько страшных событий припало на судьбу нашего народа на протяжении XX столетие — аж страшно становится! Репрессии, которые выкосили целую генерацию талантливых писателей, подавление украинского слова, свободной мысли, гражданского движения... Но события 1933 года стали чуть ли не найтрагичнишими, потому что касались всего народа, это бедствие не прошло никакой крестьянской семьи, но это же были простые трудящиеся люди, влюбленные в труд, в родную землю, чуткие одно до одного, к соседям и близких. В чем же они были виновные?!
Страшные события 1933 года нашли свое отображение в произведениях украинской литературы, потому что не могли писатели молчать, им болела судьба украинцев. Конечно, эти произведения запрещались цензурой... И только теперь, после обретения независимости Украиной, они находят своего читателя. Недавно Голодомор 1933 года было признано геноцидом украинского народа. Конечно, невинно погибших такой страшной смертью уже не возвратишь, но памятники и мемориальные комплексы, которые создаются сейчас, официальное признание тех событий помогает сохранить в сердцах людей воспоминания, не допустить подобного у будущему
Произведения Василия Барки, которой тематике не были бы они посвященные, отмечаются глубиной философского мышления художника и определенной даже мифологичнистю творчества. На самом деле, кроме фактического изображения событий 1933 года, Василий Барка излагает целую философию народного мышления, народного мировосприятия. Я заметил, что подтекстом романа «Желтый князь» есть одна очень интересная мысль. Мир советского террора, мир большевистской власти есть апокалипсическим, инверсированным, неестественным. Эта идея глубоко поразила меня и, читая текст романа, я нашел несколько довольно однозначных подтверждений этой мысли
В сознании крестьян времена Голодомора воспринимаются как картина конца мира, простые люди не верят, что зло, которым внезапно исполнился мир — справа рук таких же людей, как они самые, им кажется, что это влияние темных сил. Красные большевистские флаги воспринимаются как знамени темных сил, Мирон Катранник говорит об этом в произведении: «Походом на нас рушено, — добавил Мирон Данилович. - То только выдается, что их флаги красные; они темные». Такие же настроения высказывает и крестьянка возле церкви: не понимая, в чем причина и откуда пришлая беда, крестьяне видят приближение Антихриста. Об этом именно свидетельствует и сон соседки семьи Катранникив. Женщине снится, что ее завертывали в шкуру ящерицы. На самом деле, сам образ Ящура есть очень важным, на него нужно отдельно обратить внимание. Ящур — злой языческий бог, этот мифологический образ неоднократно встречается в произведении. Заворачивание человека в шкуру животного соотносительное с языческим обрядом погребения — умершего завертывали в шкуру животного-тотема. Вводя к тексту сон, Василий Барка прибегает к распространенному приему модернистской литературы — символизации отдельных образов. Так, женщина, согласно языческой мифологии, фактически видит свое погребение. Таким образом добавляется еще один пласт эмоционального напряжения — крестьяне бессознательно предчувствуют приближение зла, приближение смерти
Много внимания Василий Барка уделяет цветам в своем романе — красные флаги соотносятся в-сознании крестьян с темно-красным цветом, цветом — символом ада, зла, дьявола. Символическое и самое название романа: Желтый князь — образ обобщенного мирового зла. Желтый — цвет болезни, но вместе с тем и цвет тепла. Итак недаром в последнем эпизоде романа сходит солнце — желтое солнце (добро) в конце концов побеждает желтое зло ( в обиде голода, Желтого князя).
Мне кажется, что роман «Желтый князь» является очень глубоким произведением, открытому к размышлениям и интерпретации. Наверное, нужно воспринимать его багаторивнево, учитывая и символы и даже некоторую мистичность, которая вложено в произведение. Ею, я думаю, автор хотел подчеркнуть парадоксальность описанных событий, нечеловеческое поведение «организаторов» Голодомора 1933 года, напомнить читателям о вечных ценностях, высших от преходящих, от жажды власти или материальных достатков...
Апокалипсический мир 1933 года в романе В. Барки «Желтый князь»
Комментариев нет:
Отправить комментарий