Василий Стус жил в мире, лозунгом которого были слова немецкого философа Фридриха Ницше "Бог мертвый". Украинский поэт описывает эту мировоззренческую катастрофу таким способом:
Нет Господа на этой земле:
Не стерпел Бог, перед глаз убегает,
Лишь бы не видеть нечеловеческих несправедливостей,
Дьявольской пытки и окрутенства.
Новый бог "почвар и злости" хочет
Мало-помалу небо
Наземь опускать, лишь бы мир
Безнебим стал. Отчизной неистовых
Истязаемых палачей. Бог-Бог-пан-бог - умер
При таких условиях, как наблюл философ Мартин Гайдеггер, человек не становится атеистом. Наоборот, она начинает особенно активно искать Бога. Украинский поэт не является исключением из этого правила. Его мысли были важной вехой в новейшей истории украинской духовности. Стусивська дорога к Богу - "вседорога". С библейскими реалиями в ней сусидують: буддизм <поэзия "За чтением Ясунари Кавабати"), язычество ("Накликання дождя"), мистицизм ("Смотрю на тебя - и не познаю...").
Посмотрим, которым же представляет Бога эта метафизическая система. Для Стуса идеи Божого гнева и Божого воспитания - реальность:
Это ты меня берешь,
Будто ком суровой глины, -
И месишь, мнешь и пальцами всеми
Формируешь образ, чтобы не даром
Еще один кавалок из Украины
Сподобивсь твердые
Складне, трагические отношения с Богом - значительная часть переживаний внутреннего мира лирического героя. Покорность Божий руке, обращение к нему с просьбой сил для сопротивления, терпение или мсти, а или с укором за негодную жизнь - такой спектр его молитв или раздумий
Принципиальным моментом поетового мышления являются восприятия страданий. Стус подчеркивает их творческий потенциал: они несут очищение, "прозрачность души"; поднимая над суетой, возвращают человеку внутреннюю гармонию
Однако Стуса отсутствует четкая позиция относительно целые страдания. Возле с преимуществами он делает ударение на бестолковости боли, на том, что мучения ведут у сумасшествия и одчай:
Усевитончуваний боль -
Из края и на край,
Ступай в падил сумасшествий,
К отчаянию отправляйся
Очевидно, что от понимания страдания будет зависеть и реакция на него - сопротивление или терпение. У Стуса избежание, отчуждение от мучений вызывает желание бегства от жизни. Стус считает целью жизни епитимью, очищение, путь к себе, проникновению в собственную душу. Воспитанный екзистенциалистською философией, автор воспринимает жизнь как ситуацию выбора, ответственность за который несет самый человек. Избегая жизнь, Стус раздумывает над смертью. Он считает ее волей Божою, утверждает, что она несет прозрение, взлет: "смерть - то истинная утеха".
Поэт размышляет, что наивысшая ценность для человека - быть собой, что цель жизни - проникновение в собственную душу, сковородинивське самопознание. И Василий Стус не противопоставляет человека и природу. Для него богоподибнисть - слияние со вселенной, которое выражается в потере индивидуальности. Хотя он и хочет "своего просторную страсти", однако рождение Бога в человеке происходит через смерть, через "прозрачность души", то есть переход у несознательное
По моему мнению, главной причиной поетового отношения к мучениям есть личный характер художника. Как заметил Иван Дзюба, Стус - поэт, какой "за рутиной обыденщины видит трагические бездоння непостижимого". То есть причина здесь в мировосприятии как такому, в пессимизме, обреченности и экзистенциальном трагизме поэта
Религиозные мотивы в поэзии Василия Стуса
Комментариев нет:
Отправить комментарий