Печорин Григорий Александрович - главный герой романа, за своим типом связанный с персонажами психологических романов Р. Шатобриана("Рене, или Следствия страстей"), Б. Кон-Стана("Адольф"), Э. Сенанкура("Оберман"), А. де Мюссе("Исповедь сына столетия"), незавершенного романа Н. М. Карамзина "Рыцарь нашего времени" и романа в стихах А. С. Пушкина "Евгений Онегин"(происхождение фамилии "Печорин" от названия реки Печоры, как и фамилии "Онегин" - от названия реки Онеги, отмеченное еще В. Г. Белинским).
История его души составляет содержание произведения. Это задачи прямо определенное в "Предисловии" к "Журналу Печорина". История разочарованной и гинучой печоринской души изложена в сповидувальних записках героя со всей беспощадной самоанализа; будучи одновременно и автором, и героем "журнала", П. бесстрашно говорит и о своих идеальных порывах, и о темных сторонах своей души, и о противоречии сознания
Но этого имело для создания объемного образа; Лермонтов вводит у рассказ других рассказчиков, не "печоринского" типа - Максима Максимыча, странствующего офицера. В конце концов, в дневнике Печорина приведенные и другие отклики о нем: Веры, княжны Мэры, Грушницкого, доктора Вернера. Все описания внешности героя тоже направленные на отображения души(через лицо, глаза, фигуру и детали одежды).
Лермонтов относится к своему герою не иронически; но сам тип печоринской лица, который возник в определенное время и в определенных обстоятельствах, - иронический. Так задается дистанция между автором и героем; Печорин совсем не alter ego Лермонтова
История души П. не излагается последовательно хронологически(хронология в самый раз принципиально смещена), а раскрывается через цепь эпизодов, приключений; роман строится как циклповистей.
Сюжет замкнут кольцевой композицией: действие начинается в крепости(повесть "Бэла"), в крепости же и заканчивается(повесть "Фаталист"), Подобная композиция присущий романтической поэме: внимание читателя сосредоточено не на внешней динамике событий, но на характере героя, который так и не находит достойной цели в жизни, поворачиваясь к начальному пункту своих моральных поисков. Символически - из крепости у крепость
Характер П. заданный из самого начала и остается неизменяемым; духовно он не растет, но от эпизода до эпизода читатель все глубже погружается в психологию героя, чей внутренний вид как бы не имеет дна, принципиально неисчерпаемый. В этом и состоит история печоринской души, ее загадочность, странность и привлекательность. Равная самой себе, душа не подвергается измерению, не знает границ самоуглублению и не имеет перспектив развития. Поэтому П.
Постоянно подвергает испытанию "скуку", неудовольствие, ощущает над собой безличную власть судьбы, которая ставит границу его душевной деятельности, ведет ее от катастрофы до катастрофы, угрожающей как самому герою("Тамань"), так и другим персонажам("Бэла", "Княжна Мэры"). Г. сам себе кажется демоническим существом, злым орудием внеземной воли, жертвой ее проклятья. Поэтому "метафизическое" самоощущение героя, его человеческие качества важнее для Лермонтова, чем "социальная прописка" П.
; он действует не как дворянин, светский человек, офицер, а как человек вообще.
Ощущая жизнь как банальность, П. однако всякий раз надеется, что очередное любовное приключение освежит его чувство и обогатит его ум. Но разъедающий, скептический ум П. уничтожает непосредственность чувства. Любовь к горянке Бэле и Вере взаимная, но непродолжительная; влюбленность в "ундину" остается без ответа, а влюбленную у него княжну Мэры П. не любит сам. Наконец власть над женщиной оказывается для него важнее, чем искренность чувства
Любовь превращается в игру, которая направляется умом, и конец концом - в игру судьбами женщин, которые должны жертвовать собой, подвергать испытанию "преданность и страх" и тем доставлять "пищу нашей гордости". Герой тоже готов жертвовать собой ради женщин(он пускается в опасную для него жизни приключение в "Тамани", стреляется с Грушницким, защищая честь Мэры, рискуя, захватывает казака), но отказывается жертвовать своей свободой ради чужого счастья. Из той же причины Он не способный к дружбы. Вернеру П.
Только приятель, который сохраняет дистанцию в отношениях. Свою посторонность он дает ощутить и Максиму Максимычу, избегая дружеских объятий. Так П. невольно, бессознательно становится эгоистом
Вильна воля, которая перерастает в индивидуализм, служит для П. принципом жизненного поведения. Она тянет героя к новым и новым впечатлениям, принуждает П. рисковать собой, погружаться в саморефлексию; она выделяет П. из среды, сообщает его лицо и характер масштабность. И она же распыляла огромный душевный потенциал П., провоцирует его по мнению о смерти, которая может разорвать тот порочный круг, в котором замкнутый герой. Лишь непримиренность П.
С самым собой, со своей судьбой в настоящем предоставляет мятежную, неуспокоенность и значительность его лица. В романе сообщается о новой попытке найти пищу для души - П. отправляется на восток; но Лермонтов дает понять, что в России его герой обречен на бывший залог, а путешествие в экзотические, неизвестные страны также воображаемая, потому что убежать от себя П. не может. Внезапная смерть лишает его видмук.
Герой нашего времени характеристика образа Печорин Григорий Александрович
Комментариев нет:
Отправить комментарий