Вы, наверное, видели когда-нибудь крест? И знаете, что обычно его устанавливают на могиле. Но у нас крест будет символом трагизма жизни украинского крестьянина-бедняка за новеллой Василия Стефаника «Каминный крест». В основу новеллы положены истинный факт. Штефан Дидух ( в новелле – Иван), односельчанин писателя, эмигрируя к Канаде, поставил на своем поле каминный крест. Он и поныне стоит на наивысшем горбу в Русови, только постепенно сдвигает вниз. Автор не просто рассказывает о каком-то конкретном человеке, а изображает образ-тип, в котором воплощенные судьба, мысли и переживания тысяч и тысяч западноукраинских трударив, которые стали добровольными изгнанниками из родного края. Они искали лучшей судьбы
С начала произведения автор знакомит читателя из летным уже и согнутым недолей крестьянином-бедняком Иваном Дидухом, которого соседи прозывали Переломанным. Он имел одного коня и малую тележку. « Коня запрягал в пидруку, сам себя в борозну…» На обеих от напряжения жилы выступали. Когда тянули тележку под гору, «Ивана как когда бы кто буком по лбу треснул, такая большая жила напухала ему во главе». При спуска из горы бидняк тормозила телега – «левая рука Ивана обвивалась ситею синих жил, как цепью из синей стали». Писатель не дает развернутого портрета персонажа. Он только обращает внимание на те детали, которые говорят о сверхчеловеческих усилиях Ивана Дидуха, о его общую с конем трудную работу на пискуватому горбу. Но усилие человека большие, чем в коня. Потому что когда конь уже не мог дальше подниматься склоном горба, Иван сам мешками выносил гной наверх, обливаясь потом и обдирая колена. Оказывается, в нем было несколько «лошадиних сил».
Вся жизнь Ивана Дидуха на селе – это невероятно разновески робота, чтобы только иметь кавалок черного хлеба. Крестьянин говорит о себе: «Я зробок – целое тело мозолей, кости дрихляви, что заки их рано сведешь к груде, то десять раз йойкнеш». Показав человека, который не только надрывается, а просто мордуется, чтобы сделать пискуватий горб плодородным, – писатель в отступлении сжато излагает его жизненную историю. Одиночка – сын еще ребенком пошел в батрачество. Потом десять лет Иван служил в войске. Когда же со службы вернулся, отец и иметь уже повмирали. Они оставили синови «лишь хату заваленную» и «букатого горба щонайвищого и щонайгиршого больше всего крестьянское поле». И на этом горбу он длинные года работал и сделался «переломанным», то есть уподобився к горбу
Однако же вот главное событие: Иван Дидух прощается с соседями и выезжает с семьей к Канаде. Что же он там забыл? Просто сыны и женщина заставили его продать свое убогое хозяйство, чтобы поехать на поиски для детей земли и работы. Автор раскрывает безмерное горе крестьянина, который перестал быть хозяином. Нет уже дома, нет песчаного горба, а впереди неизвестная и страшная чужбина, где старый и горбатый Дидух имеет с детьми строить новое гнездо. И он каменел от горя, «слова не годный был заговорить». Даже бывшая каторжная работа на горбу ему выдается «утраченным счастьем». Когда же, выпив водки ( без этого не решается никакого важного дела), Дидух наконец был в состоянии заговорить. Как перед смертью, он прощается с женщиной, с людьми, с селом. Оказывается, что он уже «себе на своим горбу (только на пискуватому, а не на собственному) хресток каминный положил», как покойнику. Далекая и неизвестная Канада ассоциируется у него с могилой. Выходя в далекую дорогую, старый Дидух бросился в полусумасшедший бесшабашный танец. « Как бы горе человеческое дунайскую запруду разорвало – такой был плач».
Иван Дидух не строил никакие иллюзии. Он был убежден, что Канада – это могила для него и жены: «Куда цему, ґазди, идти из печи? Была с поредна газдина, тежко-с работала, не гайнувала-с, но под старость в далекую дорогую вибраласи. Аде, вы-дыши, где твоя дорога да и твоя Канада? Там! И показал ий через окно могилу».
Во вступлении в произведение надо написать о Василии Стефаника как автора социально-психологических новелл, о значении его творчества в украинской литературе. В основной части напишите о трудной жизни Ивана Дидуха, о его тяжелую работу, вспомнить и тот знаменитейший горб, на котором Иван со временем поставит крест. Словом, припомнить то, о чем рассказывалось выше, только со своими выводами. Не забудьте написать и о креста, ведь это и является темой нашего произведения. Крест в новелле является символом трагизма украинского крестьянина-бедняка. Дидух оставляет его на своем горбу (песчаному), будто свою могилу – вечную могилу. Болезненно этому человеку было прощаться с родной землей, со всем тем, что связывало его с домом, где он провел всю свою жизнь
Произведение за новеллой В. Стефаника «Каминный крест»
Комментариев нет:
Отправить комментарий