и в этот весенний день князь Андрей был теждубом.
Из ученического произведения
Строки, взятые как эпиграф, конечно ж, вызывают улыбку. Но у них изложенная полная правда о роли пейзажа в романе Л. Г. Толстого "Война и мир". В этот весенний день его сиятельство Андрей Николаевич Волконский действительно был дубом. Если сказать иначе: дуб был князем. И ничего обидного для дуба в этом нет.
Герои "Войны и мира" во всякое время сравниваются с животными, а животного — с людьми. Похожая на билочку молодая Лиза Волконская, на котенка, который обещает стать хорошенькой кошечкой, — юная Соня... "Врозумить мне этого медведя", — просят за Пъера Безухова. Волк, загнанный на охоте, возвращает свою лобастую (именно лобастую) главу, как "больной грудной жабой" — собственное человеческим заболеванием. Одинаково визжат в азарте собаки и волшебная Наташа Ростова...
Писатель не использует эти сравнения как средство сатиры — просто это его взгляд на мир. Для Толстого люди — такая же часть природы, как животное, дерево, птица... И, итак, подчиняются они тем самимзаконам.
Что же видит в природе Толстой?
Прежде всего, вечную побежалость и вечную жизнь, которая и является истиной. Низкое некрасивое небо над Праценською горой открывает князю Андрею порочность и греховность стремления к славе и власти. Заречные дали открывают Николаю Ростову в день его первого боя противоестественность людской вражды и зовут его из этого дыма и странной суеты туда, где все так спокойно и понятно. Любому толстовскому герою в лучшие минуты могут открыться неба и сделать его спивпричетнимвичности.
Природа вмешает у себя человека, потому что она больше, чем просто фон, на котором разворачивается действие: она действует и самая, подчиняя себе душа и волю личности. Месячная ночь в Отрадному такая волшебная не поэтому, что на нее смотрят Наташа и князь Андрей. Наоборот, именно она и пленит, заставляя понять, что жизнь не есть на исходе в тридцать лет. Святочна ночь наделяет смиренную и боязливую Соню своей сказочной отвагой
Є в толстовских пейзажах одна особенность — враждебность к хвойным деревьям. В природе видит Толстой большой закон побежалости человеческого жизни. "Чтобы жить честно, нужно начинать и бросать, и снова начинать и снова бросать, и вечно бороться и терять. А покой — душевная подлость".! как природа умирает, чтобы возродиться снова к новому этапу своей жизни, так и человек должен "стрясти" из себя "листву" прошлых мыслей и ощущений, чтобы расцвести снова с новой духовной весной
Таким образом, пейзаж в романе "Война и мир" — еще одна "действующее лицо", что сохраняет в себе авторские представления об истине и простоте. "И нет величия там, где нет простоты и правды" (Лев Толстой).
Роль пейзажа в романе Л. Толстого "Война и мир"
Комментариев нет:
Отправить комментарий