Тема дружбы и любовь, их соотношение и влияния на судьбу как одного человека, так и человечества в целом не переставала интересовать писателей на протяжении всего развития художественной литературы как искусства. По-новому эта проблема освещена в XX столетии, в эпоху катастроф, политической нестабильности, когда начинает формироваться новое отношение к загальнолюдськихцинностей.
Писатели XX столетие часто изображают дружбу и любовь как последнюю моральную категорию, которая осталась в разрушенном мире. В романах писателей « утерянного поколения» (к ним принадлежат и Ремарк, и Хемингуей) эти понятия есть тем необходимым началом, которое помогает герою остаться живым. «Утерянное поколение» — это поколения, которое пережило первую мировую войну и осталось духовно опустошенным
Эти люди отказываются от будь которых идеологических догм и ищут содержание своего существования у простых людских отношениях. Чувство локтя товарища, которое почти слилось с инстинктом самосохранения, проводит сквозь войну душевно одиноких героев романа Ремарка «На западном фронте без перемен»; оно же определяет отношения героев романа «Три товарищи». Герой Хемингуея в романе «Прощай, оружие» отрекся от военной службы, от того, что обычно называют моральной обязанностью человека, отрекся ради отношений с любимой, и его позиция выдается убедительной. Человек XX столетие постоянно стоит перед ожиданием конца мира, перед ожиданием собственной смерти или смерти возлюбленной существа. Кетрин, героиня романа «Прощай, оружие», умирает, как и Пат в романе Ремарка «Три товарищи». Герой же теряет чувство смысла собственного существования. В финале обеих произведений герой смотрит на мертвое тело, которое уже перестало быть телом возлюбленной женщины. В роман вплетаются подсознательные раздумья автора о происхождении любви, о его духовную сущность
Одна из основных особенностей литературы XX столетие в ее неразрывной связи с явлениями общественной жизни. Раздумья о дружбе и любовь проходят на фоне социально-политических катаклизмов и, в сущности, неотделимые от раздумий о судьбе человечества в XX столетии. В творчестве Франсуази Саган тема дружбы и любовь обычно остается в рамках частного жизни человека. Писательница часто изображает жизнь парижской богемы, к которой принадлежит большинство ее героев. Ф. Саган написала свой первый роман в 1953 году, и он тогда был воспринят как полное моральное падение. В художественном мире Саган нет места крепкой и по-настоящему сильной человеческой благосклонности: это чувство должно погибнуть, едва родившись. На смену ему приходит другое — чувство разочарования и сумму. Жиль Лантье губит единую и истинную любовь в своей жизни, подвергшись ошибочному чувству собственного достоинства и желанию быть независимым. Герои Ф. Саган отказываются от ответственности, и это приводит к катастрофы
В романах Хемингуея и Ремарка любовь получает поражение под давкой той силы, которая сметает человеческие судьбе и ломает человеческие отношения. В произведениях Франсуази Саган человек самая становится той силой, которая разрушает отношения и рвет связи. Эти две художественных традиции очень полно характеризуют особенности современного подхода к теме дружбы и любовь, иллюстрируют два направления в изучении области чувств
Раздумья о дружбе и любовь в зарубежной литературе XX столетие
Комментариев нет:
Отправить комментарий