Редко когда мы задумываемся над тем, как зовут ту или другой человека, которое у нее фамилия, потому что фамилия передается нам из деда-прадеда, как драгоценное наследство, как память рода. Но когда автор литературного произведения дает своему герою определенное имя и фамилия, то нужно призадуматься над ними, попробовать разгадать авторский замысел: что хотел сказать писатель, которыми характеристиками наградить персонажа. А если произведение названо именем персонажа?
Открываем пьесу под названием "Дикий Ангел". Которым оказывается герой по фамилии Ангел — добрым, кротким, способным сочувствовать и помогать? Не все так однозначно. Платон Никитович, глава большой за сегодняшними мерками семьи, человек трудолюбивый, честная, серьезная и даже жесткая. У него свои принципы воспитания детей, которые кое-кто может назвать жестокими. Он приучил их работать на совесть, " как каторжных", отвечать за свои поступки. Он так размышляет: "Случайно, родители покупают любовь своих детей. Пока малые — за игрушку, за мороженое, потом пять, десять копеек, двадцать, карбованец, троячка. Потом дитя уже именно лезет к ним в карман! ... На это я не пойду! Жизнь — не отец, не маты — подарков не будет делать".
Дети Платона Никитовича — это его гордость, и они самые строят свою жизнь, не тянут из родительского кармана: старший сын Петр занимает высокую должность, распоряжается большими средствами; средний Федор — знаемый рабочий завода, которого уважают и ценят; наименьший Павлик еще студент, но и он подделывает, чтобы помогать семье. Дочь Таню отец учит беспокоиться не только о новых платьях, но и о возможности самостоятельно их покупать. Основным принципом воспитания для Ангела есть работа
И называют Платона еще и Диким. Он требовательный не только к своей семье и себе. Он и других поучает, как жить, за это его так и не любит сосед Крячко, завидует, что Платонови прибегло приучить детей к работе, а его сын — бездельник, который нет за холодную воду. "Дикий ты мужчина!" — говорит он, обращаясь к Ангелу, когда тот выгнал Павлика з дома
Кто-то из читателей тоже может так подумать, и следует дочитать пьесу и выяснится, что Платон Ангел во всех своих учинках выходит правым. Он лишает Петра дальнейших укоров совести за то, что тот подписал разрешение строить жилье в непригодном месте между магистралью и заводом. Павлик поворачивается домой, признательный отцу за науку, он не только может удерживать молодую семью, но и денег заработал много, работая на Северы. Федору отец сказал, что нельзя с любовью крыться по задворкам, и тот вступает в брак с Клавою, которая побросает своего мужчину — пъяничку и мошенника. Нет, Платон для своих детей не "нуль без палочки", "десять нулей без палочки", по выражению Крячка, он — глава семьи. И монархия его не разваливается, а становится крепче, "укореняется у жизнь". Ангел выполнил положенный на него как на отца обязанность воспитаться наследников истинными людьми, полноценными членами общества. Возможно, именно поэтому он "засветился" для Вили, который теперь хочет нарисовать его портрет
Когда ангел-охранник видит, что человек спасен от бедствия (праздности, бесчестие, жадности, эгоизма), он поворачивается на небо, чтобы оттуда следить за ее дальнейшей судьбой. Так и Платон Ангел, когда его семья собралась вместе, счастливая и дружная, идет из жизни, но читатель верит, что и в дальнейшем родительские завещания будут беречь семью
Для меня Платон Никитович — истинный ангел-охранник, который бережет все общество от расписания, а дикий он только для дикарей, которые не осознают необходимости моральных принципов жизни, работы и честности в отношениях с самым собой и окружающими
Мои раздумья относительно названия пьесы О. Коломийца "Дикий Ангел" (1 вариант)
Комментариев нет:
Отправить комментарий