Эпическая драматургия и эпический театр Бертольда Брехта одно из ярчайших явлений в искусстве XX столетие. Творческое новаторство немецкого драматурга заключается в том, что он создал театр не только новый за фомой, но и по смыслу, за характером и силой влияния на зрителя. В этом - огромная эстетичная ценность наследства Брехта. Свою драматургию Брехт называет «неаристотеливською», «эпической». Такая назваобумовлена тем, что обычная драма строится по законам, сформулированными еще Аритотелем в него работе «Поетика», что требовали обязательного эмоционального употребления актера у образ. Определяющим в своей теории « эпического театра» Брехт делает ум. «Эпический театр, - говорит драматург, - апеллирует не столько к чувствам, сколько к уму зрителя». Театр должен стать школой мысли, показать жизнь из истинно научных позиций, в широкой исторической перспективе, й помогать зрителю понять непостоянный мир и самому зминююватись.
Театр должен не только отображать события, но и активно влиять на них, стимулировать, будить активность зрителя, заставлять его не сопереживать, а дискутировать, занимать критическую позицию. При этом Брехт не отказывается от стремления влиять также на чувство и эмоции
Основным принципом брехтивського эпического театра есть эффект отчуждения. Этот принцип характерный для традиционных театров Востока (китайский театр музыкальной драмы, японские театры «Но» и «Кабуки»). О том у немецкого драматурга эффект видчудження имеет новое содержание. В сценическом искусстве Востока он (эффект отчуждения) предусматривает обычное изображение необыкновенного и содействует возникновению сценической иллюзии, эмоциональному употреблению зрителя в событии, которые происходят на сцене. А в театре иирехта эффект отчуждения предусматривает необыкновенное изображение обычного. Он содействует усилению сценической условности и активизирует умственную деятельность зрителя. Эффект отчуждения достигается системой актерского мастерства, оформлением сцены, музыкантом. С этой целью Брехт часто вводит в свои пьесы хоры и сольные песне, в которых объясняются и оцениваются события спектакля, а также раскрывается обычное с неожиданной стороны («Песня о большой капитуляции» матушки Кураж в пьесе «Матушка Кураж и ее дети» и др.).
Другой традицией, на которой вырастает новаторская драматургия Брехта, была теория Аристотеля.
Создавши «неаристотеливську» драматургию, Брехт пересмотрел основные положения древнегреческого теоретика искусства и наполнил их новым содержанием согласно требованиям современности. Аристотель усматривал в искусстве средство облагоражування внутреннего мира человека, Брехт видел задачу искусства в изменении объективного мира через изменение отношения человека до этого мира. Брехтивськи драмы всегда многофабульные, каждый эпизод композиционно завершен, а единство действия изменено единством идеи, которая и выступает как цементирующее начало багатоепизодичних и, временами, не связанных одной фабулой Пъесбрехта.
Своеобразную интерпретацию имела в творчества Бертольда Брехта и литературное наследство эпохи Просвещения. Драматург разделял взгляды Шиллера, Лессинга, Дидро, которые усматривали задачу искусства в просвещении человечества, однако главное внимание уделял преобразовательной сущности искусства
Развивал мысли немецкого просветителя Якоба Ленца о епизацию драмы Брехт в рамках эпической драматургии «характерность и подийнисть». Отпихивая от категоричного распределения Ленца драмы на комедию и трагедию, Брехт в своих пьесах объединяет трагическое и комическое. Его герои никогда не бывают или комическими, или трагическими: «они все - то трагические, то комические» и вызывают в зрителя то сочувствие, то ненависть, то ироническую улыбку
Новым содержанием наполняет Брехт и такой традиционный прием драматургии, как ремарка. Брехтивськи ремарки создаются не только для определения психологического залога героя. Много ремарок брехтивських произведений («Круглоголовые и остроголовые», «Матушка Кураж и ее дети» и др.) - это зарисовки, сделанные по композиционным законам живописи
Как один из приемов отчуждения Брехт рассматривает и музыку. И поскильки эффект отчуждения направлен на преобразование зрителя из пассивного споглядача в соавтора спектакля, то музыка содействует выполнению этой задачи
Новаторские поиски драматургии привели Брехта к созданию так называемых пьес-парабол. Своим пьесам-параболам, Брехт всегда предоставлял конкретного социально-исторического и политического характера («Что тот солдат, что этот», «Круглоголовые и остроголовые» и др.). Именно в этом главное отличие брехтивських пьес-парабол от традицийнихпъес-притч.
Творчески усваивал Брехт и опыт своих современников - Станиславского, Мейерхольда, Вахтангова
Брехтивське искусство - убедительное свидченя того, что художественное новаторство невозможное без критического и творческого освоения традиций. Взаимосвязь новаторства и традиций в драматической теории и практике Брехта - несомненный довод того, что новаторство есть не что другое, как переход традиций в свое новое качество в процессе развития истории беспрерывной эволюции эстетичного и художественного опыта человечества
Эпическая драматургия и эпический театр Бертольда Брехта
Комментариев нет:
Отправить комментарий