Истинным феноменом литературы XX столетие постоянное творчество норвежского писателя Кнута Гамсуна. Мастер психологического анализа, тонкий лирик, он умел передать едва заметные порухи людской души. По его мнению, разрыв духовных связей между людьми, нарушение гармонии природы, как следствия жестокости цивилизации, были опасные не только для него современников, а и для будущих поколений. Писатель считал, что чувство и переживание - это «особый воздух, которым дышит каждая эпоха», и важно, чтобы оно осталось преисполненным ароматов трав и деревьев, а не горького привкуса цивилизации. Именно эти мысли нашли свое воплощение в романе «Господин». Углубляясь в мир человеческих переживаний, Кнут Гамсун показывает любовь на фоне замечательной северной природы, которая должна была бы стать образцом гармонии и совершенства, если бы же то люди прислушались к голосу ума. Неоднократно подчеркивая то, что человек - неотъемлемая часть природы, автор призывает подчиняться ее законам, не возбуждаться гармонию окружающего мира
Главный герой, лейтенант Томас Глан, которому надоел мир цивилизации, живое далеко от людей, среди лесных хащив. Он - охотник и мечтатель, любит природу, любуется ее изменениями и чувствует себя счастливым и свободным человеком. Он осознает себя частью природы, ощущает своя связь с ее могущественной стихией. «Время плывет медленно… мне уже тридцать лет, но это еще не так много»,- успокаивает себя Томас
Порывы души Глана стремительные, их часто нельзя объяснить. Не только на него пороховнице, а и в нем самому будто сидит неугомонное божество, Господин. Жизнь дарит ему встреча с двумя замечательными, но совсем разными женщинами - Евой и Едвардою, которые пленили его сердце, внесли изменения у него жизнь. Во время бури пленила сердце Глана « высокая, струнка, лет 15-16» Едварда, благодаря ней еще острее ощущает он и красоту окружающего мира, и свое единство с природой. «Я радовался запахом корней и листву, запахом сосновой смолы. Только в лесу я успокаивался и ощущал себя сильным, здоровым и ничто не смущало душа». Несмотря на чувство взаимного любви, отношения Глана и Едварди были сложными и непонятными. Эта девушка привлекала его не столько своей внешней красотой, сколько совершенством мыслей, цильнистю натуры, красотой души. Ревность, которая сопровождала страстную любовь лейтенанта, толкали на невероятные поступки и служили причиной горя близким ему людям
Стараясь найти согласие с самым собой, опьяневший от любви до Едварди, Глан знакомится с Евой, молодой замужней красавицей. Автор говорит, что было что-то особое в трудном зверскому «взгляде» Томаса, который будто магнитом влекло к себе женщин, и искренняя душой Ева, будто мотылек, летела на свет, не ощущая опасности. Для молодой женщины это было первое чувство, сильное, бурное, которому она отдает себя к краплиночки. Из покорной домашней рабыни она превращается в личность, ощущает свое достоинство и независимость. ее чувство безграничное и, главное, оно ничего не требовало от любимого. Гланови было приятно чувствовать ее заботу, ее тепло, возле нее душа его, утомленная ревностью, отдыхала и набиралась снаги. Однако же все время он думал о той, другой, которая оставалась и близкой, и недосягаемой. Любовный треугольник, как же он решится, кто вот-рифма победу - искренность чувств или умелая игра?!
На протяжении всего романа мы ощущаем страстный напев цивници Господина, лесного божества, какой, за мифологическим сюжетом, преследовал нимф в порыве влюбленности. Зитканий из дневной жары и небесного света звезд, этот напев будто обогащает психологическую палитру романа. Автор не раз подчеркивает, что человек - частичка мира, а Господин - воплощение стихийного жизненного начала, которое живет в каждом герое: и в Глани, и в Евой, и в Едварди. Этот напев цивници Господина сопровождает главную тему произведения - любовь, потому что оно возникает как непобедимая сила, которая не руководствуется умом, отбрасывает моральные принципы. ее волевая стихия, будто языческое божество, требует себе жертв. Именно она привлекает и поглощает Еву, делая из нее первую жертву на алтаре этого бессмысленного любви. Женщина гибнет во время взрыва мины, которую заложил ее возлюбленный, чтобы отпраздновать грандиозным фейерверком отъезд другой женщины, ее соперницы, недосягаемой Едварди. Потерявши Еву, Глан будто сошел с ума от невероятной боли этой потери. Он ощутил себя одиноким без ее любви, ее улыбки, ее заботы. «Ты отдала все, и это тебя не обременяло, потому что ты была щедрая и ты любила».
Едварда - совсем другой тип женщины, она умеет любить, но ее любви бракует самопожертвования. Для нее любовь - это борьба, в которой победу видит только за собой. Поэтому их отношения с Гланом не искренние, потому что им присущий характер любовного поединка, в котором каждый выступает гордым эгоистом. Ощущение поглощения волевой стихией рисовало в воображении Томаса неугомонного мифического Господина, который наблюдает за ним. Глан ощущал, что потеряла связь с природой, потерял равновесие чувств, ощущал, что его поглощает страсть и жажда победы. Именно эта неугомонная страсть требовала новых жертв. На этот раз на алтарь было принесено его любимую собаку Езопа, труп которого, как осознание смерти любви, которая не осуществилась, и жизнь, которая не прибегла по вине самых людей, передает Глан Едварди.
Роман заканчивается трагически, но главное лицо так и остается почти не знаемой. Это могущественный Господин, могущественная сила природы, «дыхание которой ощущается и в морской бурые, и в тайне любви», которое неудержимо соединяет все живет на земле. Итак, стараясь решить сложную проблему отношений человека и природы, Кнут Гамсун подчеркивает, что все мы - ее дети, поэтому не можем пренебрегать одвичними законами единства, мудрости, гармонии. Именно тот человек, который осознает свою причастность к необъятному океану природы, может быть и будет счастливой. Никакие достижения цивилизации не заменят человеку простых и искренних чувств, которые пленят ее душу во время общения с матушкой-природой. Вот почему выдающийся психолог Кнут Гамсун ищет непреодолимую силу любви в таинствах природы, таинствах людской души
Проблемы любви и могущественных сил природы в романе Кнута Гамсуна «Господин»
Комментариев нет:
Отправить комментарий