пятница, 19 июня 2015 г.

«Тени забытых предков» как попытка лиризованой етнологий II вариант

На границе XIX и XX столетий розквитнув талант большого украинского писателя М. Г. Коцюбинского. Его проза лирическая, поэтическая, преисполненная любви к природе, страны, в которой он жил и о которой писал, историю которой хорошо знал. За тех времен Западная Украина, в частности Гуцульщина, уже много лет была оторвана от основной части страны, но люди, несмотря на неблагоприятные исторические обстоятельства, сохранили язык, обычае, поэзию и мифы своих предков. И литературной Украине специфические черты Гуцульщини были мало знакомые. Коцюбинский сделал большое дело, познакомивши всех с удивительным миром, который, как таинственный ров, жил и минився странными красками в колыбели Карпат


Герои и сюжет повести «Тени забытых предков» — и живые люди, и персонажи народных песен-коломыек сугубо гуцульского жанра. Оттуда пришли и заклятая, трагическая, обреченная любовь Ивана и Марички, и дружба Ивана со всеми созданиями, которыми народная фантазия заселила леса и горные долины Карпат: мавками и нявками, чугайстром, что следит за нявками, щезником, который дарит иванови песни, лесной, что отзывается к Ивану голосом Марички, провещая о смерти возлюбленной...


Гуцульское село тоже преисполнено см. Будто течет обычная жизнь, преисполненная будничных хлопот возле хозяйства, но все миниться, дрожит и расплывается, как призрак. Вот соседка Палийчукив — ведьма Химка. Днем это старая льстивая баба, а вечером она перебрасывается на большого белого пса, рыщет по загонам, напастить скот. Самая Палагна — упитанная, здоровая женщина из багацького рода, такая же прозаичная, как ее скот. Но Коцюбинский срисовал мир, где чары, колдовство были обыкновенностью, жили по этот бок мира, поэтому мы видим, как она гадает на праздники, чтобы процветало хозяйство


Темный, зловещий герой — мольфар Юра, о котором говорили, что он богуе. Мы видим его глазами крестьян, которые опасались, но уважали волшебника. Он разгоняет и спиняе грозовые тучи, зачаровывает Палагну, владеет жизнью, здоровьем и смертью человека. Мольфар Юра колдует вместе с Палагною против Ивана


Повесть преисполнена вещих снов, видений, призраков — добрых и страшных, правдивых и обманчивых. Звучат постные флояра и преисполненные тоски и тревоги стоны трембит. Много песен уплел Коцюбинский к поэтическому узору «Теней...». Поет Маричка, поют овцеводы на горных долинах, голосом возлюбленной поет иванови лес. Коцюбинский использует истинные закарпатские песни, их язык отличается от языки Восточной и Центральной Украины, но они понятные усимукрайнцям.


Незабываемые сцены, когда Юра разговаривает с тучами, останавливая грозу; когда идет умирающий Иван лесом за призраком Марички, боясь пропустить ее вперед, потому что уже знает — то нявка, в спине у нее кровавая дырка, где видно сердце; когда перед праздниками поднимается у горы Палагна и раскапывает соль, булку и ожерелье, готовясь к ворожению. .. Коцюбинский сумел сделать своих героев такими, которыми видел их народ: частью природы, ее непостижимых сил. Народная мысль заселила горные долины, горы и леса своеобразными существами, в которых уособилися естественные явления, дневные и ночные ужасы и ожидания


Повесть «Тени забытых предков» отворяет ворота, и очарованный читатель погружается в мир, у существования которого он не верил, хотя жил рядом. За то, что Г. Коцюбинский сохранил этот уникальный мир, ему признательные все соотечественники



«Тени забытых предков» как попытка лиризованой етнологий II вариант

Комментариев нет:

Отправить комментарий