воскресенье, 14 июня 2015 г.

Души героев в рассказе "Гранатовый браслет" Куприна

«Это камень любви, гнева и крови. На руке человека, который томится от скуки в лихорадке или опьяненного желанием, он становится теплее и горит красным пламенем... Если потолочь его а порошок и принимать с водой, он дает румянец лицу, успокаивает желудок и веселит душа. Носящий его приобретает власть над людьми. Он лечит сердце, мозг и память» - так в рассказе «Суламифъ» царь Соломон, даря своей любимой ценности, говорит об «внутренней природе камней, об их волшебных свойствах и таинственных значениях».


Итак, главная героиня рассказа княгиня Вера Николаевна Шеина получила на изменивши и другую ценность - серьги из грушевидных жемчужин от мужчины. Перлы же издавна были символом, с одной стороны, духовной частоты, с другой стороны - нехорошего признака. Предчувствуем именно нехороших признаков пронизанный рассказ


Вспомним, из чего все начинается. Из пейзажа, из описания « отвратительных погод», что принесли холод, ураганный ветер, на смену, которым приходят волшебные солнечные дни. Снова, что вернулось лето, кратковременно, как короткая спокойная радость Веры. Ее ожидание «чего-то счастливо-чудесного» со дня своих именин, то и дело омрачается будто бы бы незначительными событиями. Вот Анна, ее дорогая сестра, «быстро подойдя к самому краю обрыва, стремительной стеной падавшего в море, заглянула ничком и вдруг вскрикнула в ужасе и отшатнулась назад с побледневшим лицом». Вот упомянули о морского петуха, которого утром принес рыбак: «Прямо какое-то чудовище. Даже страшно». Вот Вера «машинально пересчитала гостей. Оказалось - тридцать». Вот в разжигание карточной игры горничная приносит письмо и браслет с пятерыми гранатами. «Точно кровь», - думает Вера с неожиданной тревогой. Так исподволь готовит автор своих читателей к главной теме рассказа


События рассказа разворачиваются неспешно: идут приготовления к именинному обеду, постепенно съезжаются гости. Исподволь входит на страницы рассказа его основная тема - тема любви. «Редчайший дар высокой и безмолвной любви стал «огромным счастьем», единым содержанием, поэзией жизни Желткова. Феноменальность его переживаний поднимает образ парня над всеми другими героями рассказа. Не только грубый, недалекий Тугановский, легкомысленная кокетка Анна, но и умный, совестливый Шеин, что почитает любовь « самой большой тайной» Аносов, самая прекрасная и чистая Вера Николаевна находятся в явным образом сниженной бытовой среде» (Л. Смирнова). Однако содержание рассказа совсем не в противопоставлении героев - княгини Шеиной и чиновника Желткова. В рассказе все глубже и тоньше.


Значимость произведения предоставляет тема любви. С ее появлением весь рассказ приобретает другое эмоциональное крашение. Вот первое вспоминание слова «любовь» на страницах рассказа: «Княгиня Вера, у которой бывшая страстная любовь к мужчине давно уже перешла у чувства крепкой, верной, искренней дружбы, всеми силами старалась помочь князю удержаться от полного разрушения». Из первых строк возникает ощущение увядания: подобное с осенней природой однообразное, словно дремотное существование семьи Шеиних, где укрепились крепкие отношения, а чувство словно заснули. Однако любовь была совсем не далекая Вере, простое стремление к нее притупилось. Она «была строго простая, со всеми холодно и немного свисока любезная, независимая и царственно спокойная». Это покой и убивает Желтков


Портрет Желткова будто бы предусмотренный словами генерала: «... очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посредине». Насколько обманчивые оказываются это впечатление! Даже князь Шеин способен оценить благородство души и силу любви этого худощавого телеграфиста: «... но вот я чувствую, что присутствует присутствующим какой-то огромной трагедии души, и я не могу здесь паясничать». Именно поэтому он позволит Желткову написать последнее письмо Вере, письмо, которое окажется то самое что стихи о любви, в нем впервые будут сказаны слова, которые стали рефреном заключительной главы: «Так святится имя Твое». Несколькими годами раньше в одном из стихов цикла о Прекрасной Даме их использовал поэт Александр Блок. Дар предусмотрения, который подарил ей гранатовый браслет. По древнему пересказу, который сохранился в нашей семье, он имеет свойство сообщать дар предусмотрения женщинам и отгоняет от них трудные мысли, мужнин же охраняет от насильнической смерти


Александра Ивановича Куприна как человека и писателя сформировало грозовое время первой российской революции. Это оно сообщило купринским картинам - как ни пасмурная была их правда - мечту о будущем, страстное ожидание буры, которая очистит и превратит мир. Заветная мысль Куприна-Гуманиста о трагическом противоречии бытия: изначально прекрасный человек среди благой и щедрой природы и - жестокий, противоестественный собственнический порядок, который несет ему мучение и гибель


Одним из замечательных созданий А. и. Куприна есть повесть о любви «Гранатовый браслет». Сам писатель называл ее «милой» и признавался, что «...ничего больше добродетельного не писал». Сюжет повести простой: молодой телеграфист цавно и безнадежно влюблен в княгиню Веру Николаевну Шеину. Юноша не выдерживает мук любви и добровольно идет 13 жизнь, а Вера Николаевна понимает, мимо какую большую любовь она прошла. Из простого, даже примитивного сюжета Куприн смог создать прекрасный цветок, не увядающий уже много десятилетий


Княгиня Вера любимая и любит мужчину, «бывшая страстная любовь к мужчине давно уже перешла у чувства крепкой, верной, искренней дружбы, она всеми силами помогает князю...» Они занимают видное положение в обществе: он проводник дворянства. Княгиня окружена блестящим обществом, но откуда эта щемящая тоска, которая не оставляет ее. Слушая рассказ дедушки о любви, Вера Николаевна понимает, что она знала человека, который был способен на искреннюю любовь - «бескорыстную, самоотверженную, что не ждет награды. О которая сказана - «сильная как смерть» ...такая любовь, для которой сделать любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение - совсем не работа, а даже радость... Любовь должна быть трагедией...»


Чин такую любовь подвергает испытанию «маленький телеграфист» Желтков? Куприн с блеском показывает, что не зависят высокие моральные качества от залоговой принадлежностей человека. Это дано Богом - душу, способна любить, может жить в бедной лачуге и в дворце. Для нее не существует ни границ, ни расстояний, ни запретов. Желтков сознается, что не имеет сил разлюбить княгиню Веру. Только смерть сможет оборвать это прекрасное и трагическое чувства. Как созвучные мысли бедняка Желткова и аристократа Аносова. « Семь лет безнадежной и увичливой любви» телеграфиста дают ему право на уважение. Мужчина Веры, Василий Львович, понял Желткова, может быть, позавидовал таланту этого человека


После кончины Желткова княгиня Вера казнится, что не предотвратила его самоубийствам, хотя чувствовала, предусматривала такой конец. Она задает себе вопрос: « Что это было: любовь или сумасшествие?» Василий Львович сознается жене, которая Желтков не был божевильним. Это был большой влюбленный, который не мыслил свою жизнь без любви к княгине Вере, и когда пошла последняя надежда, он умер. Невыясненная тоска охватывает княгиню Веру, когда она видит мертвого Желткова и понимает, «что та любовь, о которой виднеется каждая женщина, прошла мимо нее...»


Куприн не дает никаких оценок и моралей. Писатель лишь передает прекрасную и грустную историю о любви. Души героев проснулись в ответ на большую любовь, и это главное



Души героев в рассказе "Гранатовый браслет" Куприна

Комментариев нет:

Отправить комментарий