Никто не может выбирать время, в которое живое, и народ, из которого ведет свой род. Лисе Украинке предназначено было быть дочерью народа, который страдал от чужого гнета, и создавать в таких условиях, когда этот гнет препятствовал социальному и культурному развития родного края. Поэтому литераторы считали за обязанность своим творчеством прислужиться национальному и духовному освобождению народа. Мотив роли поэта и поэзии в общественной жизни Родины часто случается в творчестве многих предшественников Леси Украинки. «...возвеличу малых рабов тех нимих. Я на стороже возле них поставлю слово», — писал Тарас Шевченко. Леся Украинка не осталась в стороне от этой проблемы. Во многих стихах она декларирует свое стремление служить родному народа своим страстным словом: «И все-таки к тебе мысль несется, мой утерянный, несчастный народ», «Украина! плача слезами над тобой...». По глубокому убеждению Леси Украинки, поэт может и должен сделать свой талант, своя одаренность оружием в борьбе за духовное освобождение народа, за улучшения его положения, за права, за лелеяние его культуры и достойного национального самосознания:
Слово, моя ты единое оружие
Мы не должны погибнут оба!
Может, в руках неизвестных братьев
Станешь ты лучшим мечом на катив.
Со всей силой своей пламенной натуры Леся Украинка пренебрегала «придворное» искусство, часто отмечая: творческое вдохновение, истина, которая ищет настоящий художник, не должна зависеть от кошелька. Эта мысль широко развернута в ее поэме «Древняя сказка». Главный герой произведения, поэт, персонифицирует тех настоящих художников, которые не продавали за сомнительные господские милости своего умения и совести. Он владеет значительно больше богатством. Его творческое воображение может рисовать ему дворцы в сто раз пишнее тех, которыми утешается барство. Поэт владеет вовек не доступной им силой - сокровищами слова. А слово может много сделать: здатно вызвать любовь и ненависть
Насмешка, скрытое в нем, труса сделает смелым
Жало, запрятанное в нем, заживит разбитое сердце
Тому пока правитель Бертольдо умно правил страной, талантливое слово поэта меняло к нему людей, получило для него любовь возлюбленной девушки, поддерживало победный дух его вийська, спасало от досадного поражения в битве с бусурманским захватчиком. Но когда жажда заступила ум властителя, слово поэта восстало против него произвола и разбудило непокорность в сердцах подчиненных Бертольда. Зря господин старался укротить вольнолюбивый дух крамольного певца, зря подкупал его сказочной роскошью. Если художник настоящий, его Муза не умеет братья фальшивые ноты, петь чужим голосом, врать в обмен на господскую ласку. Поэт знает, что ожидает его за бунтарство, к чему приведет отказ стать придворным певцом « его светлости». И все-таки он говорит слугам графа:
Золотых не хочу лавр
С ними счастье не получу
Как я ими увенчаюсь
То поэтом уже не буду. ...
Не поэт, кто забывает
О страшные народные раны
Чтобы себе на свободные руки
Золотой надеть кандалы!
Не будет ошибкой сказать, что образ поэта из «Древней сказки» напоминает самую Лесю Украинку. Всего ее стиха, от первого до последнего, продиктованные сердцем, ни в одном не пошла она против совести. А слово Леси Украинки, как любое талантливое слово и как искусство вообще, имеет еще одно свидетельство своей силы: над ним не властное время. Оно пронизывает десятилетие за десятилетиями и всегда находит отзыв в серцяхлюдей.
Идея служения художника народа в поэзии Леси Украинки
Комментариев нет:
Отправить комментарий