Драматургия Леси Украинки — феноменальное явление в украинской литературе: она поражает новизной тем, остротой социально-психологических конфликтов, философскими обобщениями и поэтической красотой. Страстное возражение всего вражеского, реакционного, закостенелого в жизни, утверждение гуманистических идеалов ведется в ее произведениях из позиций неоромантизма, который старался расширить права личности, освободить ее от давки гурьбы. Творчество поэтессы — качественно новый этап в развитии украинской драматургии. За своими идейнохудожественными качествами, уровнем художественного совершенства она есть одним из самых существенный достижений всемирной драматургии
В своих драматических произведениях Леся Украинка часто обращалась к сюжетам и так называемым « вечным образам», взятых из Библии и Евангелия, из истории и литературы других народов. Прекрасно осведомленная с историей и культурой народов Европы и Азии, писательница обращалась к переломным этапам исторического развития, отыскивала такие события, которые были бы созвучными украинской современности, которое позволило расширить тематические горизонты нашей драматургии, возбуждаться злободневные социально-политические и морально-этические проблемы, которые волновали украинское гражданство
С именем Леси Украинки связанный и расцвет драматической поэмы в нашей литературе. Этот жанр привлекал писательницу возможностью возбуждаться острые общественно-политические и морально-этические проблемы в форме словесных поединков между носителями альтернативных взглядов, приверженцами радикальных или консервативнихидей.
Первым драматическим произведением Леси Украинки была пьеса «Голубая роза», написанная прозой 1896 года. Позднее поэтесса создает драматические поэмы, которые в начале XX столетие заняли руководящее место в ее творчестве. К лучшим драматическим поэмам и социально-философским драмам Леси Украинки принадлежат: «Одержимая» (1901), «Осенняя сказка» (1905), « В катакомбах» (1905), «Кассандра» (1907), «В пуще» (1897-1909), «Адвокат Мартиан» (1911), «Лесная песня» (1911), «Каминный хозяин» (1912), «Оргия» (1913). Три последних представляют ее «бриллиантовый венец», за точным выражением Г. Рыльского
Одной из первых попыток поэтессы в жанре драматической поэмы постоянная лирико-драматическая поэма «Одержимая», написанная на основе евангельского мотива — учение Исуса Христа о любви к ближнему, несмотря на то, или он друг, или враг. Поэму было создано одному дыханием — в ночь, когда Леся Украинка находилась возле кровати смертельно больного Сергея Мержинського, от которого отвернулись его бывшие товарищи. Отсюда тот выразительный субъективизм автора в очерчивании конфликта между Мириам и Мессией, который в последние дни своего земного жизни глубоко страдает от одинокости, от непонимания его залога людьми, особенно учениками
Мириам, которая любит Мессию, не может смириться с равнодушием, лицемерием, беззаботностью людей, которые наносят болезненные удары Учителю. Одержимая высоким духом истинной любви, Мириам не может воспринять проповедей Мессии любить врагов. Для нее «тихая улыбка фарисея» худший за «скорпиона злого», ей безобразный не так самый яд, как все «то гибкое, коварное тело». Женщина пронимается ненавистью ко всему обманному и фальшивому
Мириам возмущенная, что и те, кто считает себя друзьями Мессии, в частности его ученики, не ощущают боли Учителя. Они «спят непробудным сном», когда душа Мессии «печальная к смерти». Из уст женщины срываются страстные слова пренебрежения к людям, «сонному кодла», равнодушного к страданиям других. Страдание Мириам усиливаются еще и от того, что она ничем не может помочь дорогой сердцу человеку, который Приносит себя в жертву, чтобы спасти человечество. Она хотела бы бросить гневные слова в лицо фальшивым друзьям, которые «трижды одрикалися» от Мессии, которые не увидели в нем Сына Божого и отдали Учителя в руки палачей
...пусть бы глаза
им выпекло, те глаза бесстыдные,
что смели здесь смотреть на мучение,
того, чьего все не варт мизинца!
В последней сцене Мириам высказала гурьбе все, что накипело на душе, и, конечно,
поплатилась за это жизням: озверелые люди, которые не хотят видеть свое непривлекательное естество, забивают ее камнями
Тема противостояния положительного героя, который отстаивает правду, поднимает дух побежденных и равнодушной гурьбы, соединяет «Одержимую» с двумя другими произведениями этого жанра, написанными в настоящее время также на основе событий древней истории схиднихнародив.
В драматических поэмах «Вавилонский плен» и «На руинах» Леся Украинка по-новому осмысливает события, связанные с гибелью Древней Иудее, ее завоевание Вавилоном. Главную внимание здесь обращено на проблему между порабощенными и победителями, на духовный раскол среди завоеванных. В центре поэмы «Вавилонский плен» — певец Єлеазар, которого спивплеминники пренебрегают за то, что ради куска хлеба он пел для врагов. И истинные песни он сохранил для своего народа и ими он поднимает его дух
«На руинах» — произведение о руинах порабощенного Иерусалима. Мы узнаем о горе и отчаянии людей, которые остались без крыши над главой, без пищи и одежды. Сонные люди кажутся вбитыми, а поле, где они находятся, будто покрытое трупами. И вот руинами ходит от одной купки людей к другой пророчица Тирца и ободряет обветшалых духом. На горькие вздохи, на вспоминание о смерти, которая скосила близких, она советует строить новый дом, заботиться о своем жилье, чтобы «не была чужой в родном краю». Тирца призывает разочарованного к работе, перековать ржавый меч на рало. ей болит раздор между порабощенными, она призывает к единению, к работе, к восстановления разрушенного. Трагизм пророчицы в том, что люди ее не понимают и прогоняют, обрекая самих себя на длинное рабское существование
Время раннего христианства происходит в драматической поэме « В катакомбах», где уже на фактах из жизни преследуемых императорским Римом приверженцев новой веры осуждается рабский дух, который сковывает порыв к свободы. Раб-Неофит не может примириться со словами епископа, который не осуждает рабства, а призывает к покорности. Здесь писательница указывала на российскую православную церковь, которая враждебно относилась к освободительным соревнованиям народа и всячески защищала деспотический режим империи. Раб-Неофит не принимает таких «советов», он отдает честь титану Прометею, который не создавал своих людей рабами. Так в произведении страстно зазвучала идея борьбы за правду и свободу. Поэтесса отстаивает освобождение человека от духовного гнета, ее право на земное счастье. И истинным шедевром всемирной драматургии постоянная драма-феерия Леси Украинки «Лесная песня». Это — «поэзия родной природы, воспринятой через прекрасные фольклорные образа, поэзия мечты о счастливом, гармоническую, красивую жизнь, — звучит здесь с необыкновенной, даже для Леси Украинки, силой», — как справедливо заметил один из критиков — Леонид Новиченко. Произведение утверждало борьбу за волю как непременное условие человеческого счастья, воплощал мечту о новом человеке — мужественную, добрую, бескорыстную, готовую идти на самопожертвование во имя свободы и счастье народа
«Лесная песня» — величайшая драма Леси Украинки, произведение, которое принесло ей самую большую славу и радость
Драматургия Леси Украинки - наивысший взлет творческого гения поэтессы
Комментариев нет:
Отправить комментарий