понедельник, 15 июня 2015 г.

Афанасий Мирный «Разве ревут волы, как ясли полные?»

Афанасий Мирный (литературный псевдоним Афанасия Яковлевича Рудченка) – украинский писатель большого эпического таланта, драматург. Его названо корифеем украинской прозы. Литературу он расценивало как могущественное средство борьбы против социального угнетения (произведения должны активно вмешиваться у жизнь, разоблачать вражеские, коварные действия господствующих классов, нести светлый идеал будущего).


Творческое наследство Афанасия Мирного представленная романами («Разве ревут волы, как ясли полные?», «Проститутка»), повестями, рассказами, новеллами, драмой «Лимеривна», комедиями


Особенности творчества:


- вся жизнь Афанасий Мирный писал поэзии, говоря, что они помогают ему лучше создавать «звонкую прозу»;


- любимой темой писателя были жизни и работа, мечты и ожидание крестьянства. Истинное искусство связано с народной жизнью, стоит на стороже интересов тружеников – такими принципами руководствовался Афанасий Мирный в своем творчестве


Желали мы народови свободы, Желали мы, чтобы глаза он вскрыша, и, как вторые образовательные народы, Для прогресса, для правды и счастье жил (Афанасий Мирный).


- започаткува в новую жанровую систему: психологический рассказ и новелла, социально-психологический роман и повесть, художественный очерк, сатирическая сказка;


- широта и свободное проявление мысли в реалистическом осмыслении всей сложности жизни человека;


-внимание к духовному миру личности, которая хочет духовно полноценного бытия;


-глубокий психологизм создания характеров персонажей;


-использование в раскрытии характеров свободной композиции, объединение рассказа со сказом, смещение временных параметров, использование приемов воспоминаний, сновидение, мечтание главного героя;


-нарушение проблемы роли украинской интеллигенции в общественной жизни, писатель подает разные типы интеллигентов


Художественная характеристика произведения «Разве ревут волы, как ясли полные?»


Жанр: социально-психологический роман


Социально-психологический роман – роман, в котором общественно значащие события и социальные процессы передаются путем раскрытия психологии героев, их мыслей, стремлений и переживаний


Основные черты жанра социально-психологического романа:


- изображение человека в сложных формах жизненного процесса;


- многоплановость сюжета;


- охват судьбы ряда действующих лиц;


- большой объем


История написания


Роман написан братьями Афанасием Мирным и Иваном Биликом. Работу над произведением завершено в 1875 г. Впервые был напечатан в 1880 г. в Женеве. При переиздании произведения в Украине (1905) авторы вынужденные были дать ему название «Пропащая сила», но позднее он выдается под первоначальным заголовком. Роман удостоверил новый этап развития украинской прозы. Это был первый «роман с народного жизни», в котором, по определению и. Франко, «обрисовано почти столетнюю историю украинского села», раскрыта тогдашняя действительность во всех ее сложностях и разногласиях. В основу романа легла услышанная писателем от извозчика рассказ о полтавского разбойника Василия Гнидку. Под впечатлениями от этого рассказа писатель написал очерк «Подорижжя от Полтавы к Гадячого». Это стало важным этапом в творческой предыстории романа «Разве ревут волы…». Безземелье, полуголодное существование, непомерный побор, притеснения со стороны местной власти – вот что донимает крестьянину, каждый день отравляет ему жизнь. Такие социальные причины обусловили появление в среде одвичних земледельцев вора и бандита


Очерк – небольшое прозаическое художественно-публицистическое произведение, в котором автор изображает взятые из жизни факты, события, людей


Тема романа – изображение жизни и борьбы украинского крестьянства против социального угнетения, в частности крепостничества и его остатков, накануне и во время реформы 1861 г.


Главная идея произведения кроется в него аллегорическом названии: волы – символический образ уярмленого крестьянства — не ревели бы, если бы было что есть и пить. Авторы старались показать социальные условия жизни крестьянства и мотивировать поведение героев, раскрыть, что же именно толкало крестьян на скользкую дорогу, калечило их души, калечило мораль, послужило причиной трагедии


Композиция романа. Роман «Разве ревут волы…» составляется с четверых частей, каждая из которых соответственно делится на более мелкие разделы. Эти С разделов представляют так называемую «внешнюю» композицию произведения


I часть рассказывает о детстве и юности Чипки.


II часть посвящена столетней истории села Пески


III часть знакомит со сложной судьбой крестьянина-бунтаря.,


IV часть завершает трагедию Чипки Варениченка.


Многоплановость романа


1 - процесс закрепощения украинского села;


2 - сатирическое изобличение казацкой старшини;


3 – сатирическое изобличение царской администрации – чиновничества, полицейского аппарата, земства


Проблематика произведения:


- народная мораль;


- родители и дети;


- добро и зло;


- земля и благосостояние;


- крепостная неволя;


- «пропащая сила»;


- женщина в семье;


- любовь и семейное счастье


Образа


Главные: Чипка Варениченко, Григорий Чупруненко, Максим Ґудзь, Мотря Жукивна (Чипчина иметь).


Второстепенные: Иван Вареник (Чйпчин отец), баба Орийпка, Галя, Христя, Явдошка, Василий Порох, господа Польские, Лушня, Мотня, Крыса, Чижик


В центре романа обид Чипки – крестьянина-бунтаря, неутомимого искателя правды, который в конце концов сошел на кривую тропу борьбы и стал «пропащей силой». Сын пренебреженной крестьянки, Чипка возрастает в бедности, в условиях недоброжелательности и враждебности. Ровесники смеются над ним. Когда богатый Бородай за упрямство прогнал Чипку из работы, он «понес в сердце горькое чувство ненависти на судьбу, которая поделила людей на хозяина и рабочего…». Весьма поразила Чипку несправедливость, когда за право работать на собственной земле чиновник цинично требует взятки. В этот момент Чипка теряет веру в справедли-висть. В него сердце уже в который раз закипевшая ненависть, к сожалению, не только к угнетателям, но и ко всем людей. Отсюда – слепое, стихийное бунтарство пренебреженного, обворованного человека


Под влиянием лихого общества Чипка опустился на самое дно жизни. Однако добро в него натуре на некоторое время побеждает (проблески сознания, старание оборонить правду, выборы в земство). И когда Чипку приказом губернатора было выведено с управы « по неблагонадежности», то эта несправедливость стала последним толчком, и герой сознательно становится на тропу мести. Грабежи, убийства сводят на нет его протест. Кровь невин-их людей страшным тавром заплямовуе Чипку. Из правдоискателя он превратился на криминального преступника


Григорий – ближайший приятель детских лет Чипки – избирает другой жизненный путь. Меряя босыми ногами пыльные заробитчанськи пути, Григорий мечтал об «доме теплую». Неудачи, бедствование, злоключения породили у хозяйственного парня эгоизм, равнодушие к судьбе других, корисливисть. Даже приятельство с Чипкою Григорий старался использовать для собственного обогащения. Нескрываемая злорадность из бед Чипки, неуважение своего товарища – это так же своеобразная трагедия Григория


Максим Ґудзь – еще один яркий тип трагической личности, «пропащей силы». Душа Максима рвалась к энергичному делу, на широкое пространство. Казарма сломала его небудничную силу. Максим страдал от бессмысленной службы-муштры. Водка, к которой он привык, требовала денег, и он не стыдится грабить людей, обирать солдат. Вернувшись через С лет в село с деньгами и «заслугами», Максим живое единой страстью – обогащением. Поэтому и становится Максимив хутор пристановищемграбижникив.


Мотря – одна из наиболее трагичный женских фигур в украинской литературе. Эта женщина была готова отдать ради сына все. И, не выдержав страшных испытаний, которые упали на ее седую голову, не снесши кровавого разбойничества Чипки, иметь разоблачает его преступление. Образ матери-страдници, ее честные, справедливые решения и действия на^-бывают символического звучания: это самая справедливость, самая человеческая совесть кара-ли и преступление, и преступника, кем бы он не был


Сирота сызмала, Христя, выйдя замуж за Григория, ощутила радость работы на себя, покой родственного уюта. В отличие от черствого мужчины, она проникается страданиями других людей. Всем сердцем воспринимает Христя взволнованные слова Чипки о бедняцкой недоле. И только она смогла увидеть в своем воображении Мотриного сына не гультипакою и подзаборником, как его все называли, а добрым человеком, который сломало бедствие. Более того, она уже ощутила, что ее мужчина сам может обойти правду, может легко смириться с неправдой. И хоть трудные будни крестьянского жизни, ежедневные домашние заботы, уход за малыми детьми втягивают Христю в обычное для миллионов женщин русло, однако сердце ее всегда остается чутким к человеческому горю


Образ Гали раскрывается в интимно-бытовом плане. Эта красавица, «полевая царевна», что пленила Чипку из первой встречи и потом Стала его женой, возросла в воровской семье. И все то зло, которое окружало ее из детства, не исказило душа девушки. Добрая, искренняя, справедливая, Галя помогает Чипци на некоторое время вернуться к честной земледельческой работе. И слабыми оказались силы молодой женщины, сломились под давкой грубых условий. Увидев всю бездну преступлений, в которую попал Чипка, понявши, что не сможет его спасти, Галя накладывает на себя руки


В оценке морального падения Чипки авторы выходили из позиций народной морали, руководствовались теми критериями, что добро всегда прекрасное, а зло – безобразное, отвратительное, безобразное, кто бы его не совершил. Кровавые преступления заплямовують человека навеки.


Все развитие сюжета подводит к однозначному выводу: найблагородниши порывы перечеркиваются преступлением. Неумение найти истинные пути борьбы против обидчиков сделало Чипку «пропащей силой».


Краткий пересказ произведения «Разве ревут волы, как ясли полные?»


ЧАСТЬ ПЕРВАЯ


И


Полевая царевна


Одного замечательного весеннего дня шел к своему полю молодой парень лет двадцати. Отличался он от других не одеждой, не красой, а пылким взглядом темных глаз. В нем ощущались духовная мощь и хищная тоска


Он услышал замечательную песню какой-то незнакомой девушки. Была она низенькая, чернявая, прыткая и бодрая, одетая в зеленую одежду, заквитчана полевыми цветами. Девушка была похожа на полевую царевну?


После недлинного разговора незнакомка втекла видпарубка.


Вернулся мальчик домой. Его хатка стояла на краю села Пески. Была она хоть и старенькая, и нарядная; Возле выглядели хливци, повиточки. Не благосостояния, а тяжелая работа бросалась у вече


Возле порогу стояла бедно одетая женщина, которая постоянная ставить в укор своему сыну Чипци, что тот где-то блуждает, а корова и кобыла не наповани.


Вечером, как управились со скотом, стал Чипка расспрашивать мать о девушке, которая не шла ему с мысли. И иметь ее не знала


II


Двужон


Лет за двадцать к крепостной воле в село Пески пришел неизвестный пришлый сие-редних лет. В волости он назвал себя племянником жителя Песок Карпа Окуня, показал паспорт. Община приняла его. Стал он пищанський гражданин – казак Остап Ма-Карович Майский жук


Через год купил хатку на краю села, землю и вступил в брак с Мотрей, которая жила в соседях со старой матерью Оришкою. Жили тихо, мирно, много работали. И об-ридло такая жизнь Остапови, бросил семени и пошел на заработки. Скоро из Дона пришлая весть, что Остап Майский жук на самом деле носит название Вареник, имеет женщину и трех детей, которых покинул. Пошла молва по селу, нельзя Мотри никуда глаз показать, чтобы на нее пальцем не тыкали


Отдали Остапа в солдаты, а в Мотри родился сын, которого назвали Нечипором.


III


Детские лета


Не судилось Мотри счастье. Ее и мать стали сторониться люди, обходить их дом сто^-роной. Нужда несказанная, бедность невилазни, хотя день и ночь женщина работает и в поле, и дома.


Баба Оришка присматривала внука, рассказывала сказки, отвечала на него вопрос. Только с ней общался Чипка, потому что ровесники не принимали мальчика, обзывали « байс-трюком» и «уродом», а матиъзамордована работой и нуждами, часто била и ругала его. За это Чипка не любил матери, был зол на нее, мог бы – глаза бы ей выдрал, если бы не баба


IV


Жил — жил!


Жил


Чипка без друзей до двенадцати лет. Росло бедствие в него сердце – и вырастало к горячей отплате. Ни Бог, ни люди не страшные ему


Отдала иметь Чипку в батрачество к богатею Бородая. Мальчик не слушал хозяина, и тот его побил. Чипка едва не сжег хлев Бородая, за что его и выгнали


На весну наняли Чипку к деду У л асса пасты общественную отару. Там мальчик по^-знакомился и подружился со своим ровесником Григорием Чупруненком, полюбился деда. Подростки пасли скот, а когда было ничего делать, выдирали горобенят из гнезд, откручивали им главы, а тельца разбивали ґерлиґами.


И однажды сделал Чипка и хорошо дело. Он не побоялся волка, отогнал его от отары и видбив в зверя ягненок


V


Тайна-Невтайна


Понравилось Чипци у деда. Работа легкая, хлеба заработал, денег. А здесь еще и чуточку земли досталось ему после смерти родственника. Аж стала моложе Мотря, веселая стала. И пришло горе в семью: умерла старая баба Оришка. Чипка помарнив, понурился


и все звал бабу, плакал


Дед Влас рассказал Чипци об отце, который еще малым никого не слушал, никому не повиновался. Господин за ослушание часто бил его, и мальчик убежал на Дон, где вступил в брак, завел диточок. Но беглец очень скучал за родной стороной, вернулся в Пески с чужим пас-портом, вступил в брак с Мотрей. Два года пожил здесь, а потом снова вернулся на Дон, где его арештували, а господин отдал двожона В москали


Призадумался Чипка, занемигся. Размышлял над судьбой отца и винил его только в том, что он не вырезал, не выпалил господ, не отомстил им


VI


Узнал


Пришлая зима. Люди узнали, что им дали волю, но надо два года отработать у господина. В селе вопль, гул


Весной решил Чипка идти к общины проситься овец пасты самому, потому что деда за-брали к господскому двору. Община ему отказала – чем тяжело обидела. Стал Чипка работать на своем поле, купил овечек, коровую, кобылу. Иметь молоко продает, зав-лися деньги. Купили Чипци хорошая одежда, чтобы не стыдно в праздник к людям выйти


На своем поле встретил Чипка незнакомку. Впервые услышал Чипка имя девушки – Галя. Узнал он, что она единственная дочь богатого хуторянина


VII


Хозяин


Григорий пошел на заработки в чужие края, брался за любую тягчайшую работу, спал на голой земле, ел на ходу, но настало время, когда он с деньгами вернулся домой, купил новый дом, землю. Стал на людей посматривать звисока: к богачам льнул, а на голытьбу смотрел згорда. Посватался к дочери богатейшего казака, и тот не захотел иметь зятем бывшего пастуха, который когда-то в рваных штаненятах за овцами бегал


Долго раздумывал Григорий: которую себе женщину брать. И незчувся, как и когда влюбился в соседнюю наймичку – веселую, проворную, трудолюбивую девушку Христю


Григорий вступил в брак с Христей и зажил тихой пахарським жизням. Ни бранные слова, ни ссоры не чуткая их просторный, светлый дом. Матери советовали своим детям брать из них пример: и Григорий, и Христя остались сиротами, а сколько приобрели честной работой. Так надо на миру жить!


ЧАСТЬ ДРУГА


VIII


Сечевик


Большое село Пески, а полутора сотни лет тома на этом месте стояли небольшие хуторки. Название получило через песок, которого было много перед самимселом.


Как-то поселился здесь сечевик Мирин Ґудзь – немолодой, коренастый, с длинными усами, с закрученным чем ухо селедкой. Ходил на охоту да и забрел как-то на хутор к казаку Зайца. Возле копанки встретил дочь Зайца Марину. Полюбил и вступил в брак с ней. С того времени заржавевшее сечевое ружье, стал Мирин Ґудзь полет пахать, хлеб растить, а Марина – сына Ивана колыхаться


Когда ивась подрос, то стал играться в войну, о которой часто рассказывал отец. Радовался Мирин своим сыном-воином, зато иметь не любила те страшные игрушки. Она рисовала перед сыном картины тихого пахарського жизни, и Иван переставал воевать. А как возвратило ему на шестнадцатый год, то стал он присматриваться к хозяйству


Пищани еще были свободные, но кругом раскинулась неволя


Грустно жить стало старому казаку. Сын сторонился родительского духа, последние сечевики умерли. Мирин удивлялся новым порядкам, когда свой своего в неволю загоняет, каждый только о себе заботится, а братнино бедствие – чужое зло. Ругался с односельчанами, напоминал им о рыцарстве, козаччину, воле. Мирин решил оженить сына на Мотре, дочери казака Кабанця.


Зажил Иван Ґудзь со своей женой тихо и мирно. За три года родилось у них трое синив: Максим, Василий и Онисько.


Старый Мирин часто брал Максима на колена и рассказывал ему грозные повести о давних распрях. Максим полюбился деда больше отца и матери. Старость побраталась с молодостью. Сечевик вдохнул пыль своей души в молодесеньку душу внука!


IX


Пески в неволе


Жизнь круто возвратила своим трудным колесом – да и закрутило Пески… в неволю! Достало село господину Польскому. Был он небогатый шляхтич, служил в некотором полка, терся по передних вельмож. За верную службу наградила его царица большим Селомписки.


Приехал светлейший господин не сам, а с каким-то потертым, обтрепанным жидком Лейбою и объявил пищанам, что теперь они уже не казаки, потому что Пески полностью принадлежат ему. Люди недовольно загудели, загомонили. Генерал подскочил к переднему и из всей силы съездил его в-ухо, толкнул в повозку жида, вскочил сам – и только его и видели. Покатил в Гетманское, рассказал, какой «бунт» подняли пищани, а на второй день в Пески вступала рта москалей. Крестьяне полякалися и уже молчали, как генерал ходил из дома в дом и переписывал свое добро


Не сидел без дела и Мирин Ґудзь. Раздобыл себе и синови бумаги, что они казаки. Так его семья и еще некоторые более умные остались свободными, а их односельчане были переписаны генералом и превратились на крепостной крестьян


Как-то утром по селу бегал войт и собирал людей на площадь. Посходились, гомонят. Немного спустя приехал генерал, объявил своим крепостным, которые будут жить они, как самые знают. Только ему будут платить небольшой налог за землю, а будут отдавать его Лейби, который остается в селе на хозяйстве


Люди сначала спорили, а тогда согласились. Генерал сел в тележку, в последний раз сверкнул в глаза пищанам его мундир с епoлетами, замелькал серебряный пояс с кистями. Больше его крестьяне не видели


Лейба оставил на хозяйстве. Через месяц приехала его женщина с десятком жиденят, поставили домик да и стали шинкувати. Пошло все по-старому. Казаки и крепостные пахали землю, засевали, жали, косили, молотили. Генералу платили небольшой чинш


Привыкли пищани к Лейби, стали ходить в него у кабак, потому что в жида водка была более дешевая, чем в казачий… Стал Лейба нужний мужчина на селе. Завел скот, за которым ходит уже наймичка Рощицы


Пески поднялись, разрослись. Землянки исчезли, на них месте белели нарядные мазанки


Миронови ничего того не пришлось увидеть. Скосила его мысль о неволе родного края, умер последний сечевик


X


Господа Польские


Прошло десять лет. К пищан дошла весть, что генерал умер, а генеральша едет. с сыновьями на село жить


Приказчики выстроили для господ новый дворец, выселивши из того места, которое полюбились, две семьи. Крестьянские дома были развалены, новый дворец стал лучшим за пищанську церковь. И впервые пищани пошли на барщину: строили, мазали господские хороми.


Новый приказчик Потапович долго муштровал крепостных, учил встречать “гаспажу”.


А вот – и самая приехала…


Совпали люди посмотреть на это чудо. Седых дедов выслали навстречу с хлебом - солью. Та генеральша за дорогую очень устала и не приняла ни хлеба, ни соли. Она даже не глянула в бок людей. Пищани только и увидели свою госпожу сзади, – высокую, сухую, как вяленную тарань


Дети, два мальчики десяти и двенадцати лет, повискакували за матерью с ридвану и побежали к компании наиболее молодых своих крепостных и стали ощипывать их за волос


В скором времени приказали расходиться. Пошли пищани по домам, неся в склоненных главах печальные мысли и предчувствия


А на утро приказала госпожа снести все дома, которые стояли насупроти господского дворца и загораживали вид с панськихвикон.


Щодень идут все новые и новые приказы, новые и новые россказни, которые камешек по камешку выбивали с человеческой воли


Пищани долго не подвергались и не смогли осилить генеральской силы. И тогда стали убегать целыми семьями в свободные степи


А те, что остались, покорно работали на господских нивах. Нагайка в умелых господских руках быстро превратила завзятых степняков в покирнихволив.


В скором времени молодых баричей отвезли в науку, а с науки возвратилась старшая дочь Вера Семеновна. На следующий день утром-рано пищанин Кирилл Гашник провожал к двору, как к гробу, свою старшую дочь Анну – красивую, хорошую девушку, которую брали горничной для молодой госпожа


На второй год приезжает вторая дочь, на третий – третья


Набрали в покое господа крестьян, которые прислуживали и в горницях, и на кухне, и в конюшнях. Ту голодную гурьбу надо чем-то кормить. А дочерей замуж отдавать, сундука приобрести? Надо о всем подумать


Заклокотал генеральский дворец… Музыка, танце ежедневно. В горницях гостей - нигде продвинуться. Всех надо накормить, напоить. И работали крепостные, как те волы, на барщине уже по четыре дня на неделю, и износили в двор кур, гусей, яйца… ,


Отгуляла генеральша и две свадьбы: Пески зроду-вику не слышали, не видели такого дива. Дворец аж ревел, аж стонешь


Две старшие дочери вышли замуж за господ, а вот меньшая прогнивила мать, потому что полюбилась «хохла» сотниченка Саенка и поженилась с ним без разрешения и благословения генеральши


Осталась госпожа самая на хозяйстве. Дом большой – а никого нет! Завела генеральша котов, целое кошаче царство, потому что надо же возле кого-то погреть свое одинокое сердце. Служила хвостатым мишодавам бездетная вдовья Мокрина. Кормит их, вычесывает, постель стелет. И однажды не присмотрела и придавила дверями котенок. На второй день Мокрина на виде всего села мазала господские кухни, а на шее у нее на красной стьожци телипалося издохшее котятко.


Более всего не любила генеральша горничну Ульяну – веселую, с искренним сердцем, сообразительную девушку. Что бы не произошло – виноватая Ульяна. Однажды нет за что приказала жорс-токо высечь ее. Сдалось невменяемой генеральше, что Ульяна влюбилась в камердинера Стьопку, которого госпожа самая жалела


Били Ульяну так, что насилу пидвелась.


А Стьопка не стал ожидать своей очереди и убежал


Перетревожилась генеральша, заболела, а на третий день и умершая


Доехала-Таки ее девка Ульяна!


Приехал в село старший барич – тонкий, цибатий, с рижуватим, как в медведя, во-лоссям.


Прежде всего порозганяв котов, отпустил из двора почти всех мужчин. Девушек чо-вынужденным оставил. Часто заходил в девичью: говорит, шутит. Более всего ему нравилась Ульяна


Через полгода поехал господин куда-то далеко. Перед отъездом простился с Ульяной, подарил ей 50 карбованцев, наряд, который имела, и позволил покинуть дворец


Поселилась Ульяна у жены дяди. Через месяц она вышла за Петра Вареника, который был лакеем в генеральше и нашивал ей новую шкуру, выполняя приказ своей бесноватой госпожи. А через три месяцы послал бог Петрови сына Ивана


Через год приехали в Пески оба баричи с молодыми женщинами, поделили между со-боя родину и стали Драть из крепостных уже на две семьи


Обеднело село. Стали появляться воры – новость в Песках


Господин Василий Семенович испугался, что пъянюги и к нему залезут, да и переселился в новый дворец, который выстроил в Красноярском хуторе. Назвало окружающее панство тот хутор «Меккой», потому что собирались туда господа из целого уезда, как на Магометову могилу бусурмани из целого мира


Не забыл Василий Семенович Ульяну, взял ее сына ивася к баричу в горници. Да и ледащо был Улянин сын, а Чипчин отец… В скором времени утиккудись.


И у Василия Семеновича и у Степана Семеновича родилось на двух аж десяток до-чок. Лета идут, девушки растут. У Василия Семеновича Дочери были похожи на плащува-тех цыганок: с черными глазами, с длинными, как кендюхи, носами, самые черные, как в садке измазанные. Сидят в отца на шее, как пидшатррм.


Ничего делать: давай Василий Семенович призвать к себе паничив, давай на них набросать своих плащуватих. Розкоренився род господ Польских. Потомки «голопузой шляхты» усмоктали с молоком матери мысль, которые украинские крестьяне годные только на то, чтобы насовывать их голодные рты вкусным и сладким


С половины двадцатых по шестидесятые года был на Украине «золотой возраст» господского господства. Верховодили в Гетманском господа Польские, как у себя на царстве. Василий Семенович стал предводителем, родственнике – урядники; исправник, судья, пидсудки – все то зятья, родственнике зятьев, племянники… Убрал Василий Семенович к своим лапам целый уезд


И все кругом молчало, слушало, терпело, и все ниже, ниже нагибало главу перед него властью


XI


Махамед


После смерти последнего сечевика Мирона и его женщины Марины их сын Иван с женщиной Мотрей вдвоем работались с хозяйством. Тяжело работали самые и детей призвичаю-валы к земледельческому жизни. Найщирише брался дельно старший Максим, и бросал начатое дело, если проходила охота ее делать. И нельзя было его ни заложить, ни застрашить. Дедовы сказы о Сечи, о воле зажгли в Максимове сердчишко. Ему хотелось самому биться, рубиться, розгардияшити.


Когда-то еще малым раздразнил страшного господского бугая, и, когда тее страшило погналось за ним, мальчик прыгнул через плетень. Прыгнул и бугай и на коле и застрял. Полилась кровь с пробитой стороны. Пропал бугай. Отец побил Максима, а тот перепла-кав – да и снова за свое. Это на баранах ездит, то привяжет телятам к хвостам палки и заливается хохотом, как скотины пугалась - и неистово бегала, то с ребятами нав-кулачку бьется или братьев за чубы таскается


Пылкий, как порох, смелый, как голодный волк, он всех побивал, над всеми верховодил


Как же дошел до лет и оделся в силу, – беда с ним да и довольно! Насмехался над парнями, пускал лихую славу о девушках, занес Луценко ворота и нацепил на самом верси столетнего дуба, в Тхорихи-Вдовы вымазал ворота дегтем


Стали люди жаловаться отцу на «Махамеда», как его прозвали старые бабы. И что отец сделает с таким волокитой, головорезом? Хотели поженить, так на помолвке Максим так напился, что едва не побил будущего теста. Возвратились сваты с тыквой


На докори отца и матери Максим не учитывал. Пил, гулял, из дома вещи начал носить В кабак


Мучился с ним отец, мучился да и решил отдать в москале. А Максим как услышал об этом, то воспевая и выкрикивая сразу пошел к приему. Записали его в гвардию, потому что он был высокого роста, бравый, широкоплечий, как из железа сбитый


Не стало Максима, затихшая бранное слово в ивановий дому, не чуть никакого вреда в Песках. Отец совсем не упоминал его, а как кто напомнит, то сердит и отвечает, что никогда не имел третьего сына


Брать немного погрустили за Максимом, а дальше и забыли. Поженились, отец разделил между ними хозяйство, а москалю оставил дом и две десятины поля


XII


В москалях


Погнали рекрутов из родного края аж в Московщину, Удивлялись они жизни российских крестьян: дома в селах были без окон – черные, как амбара, задымленные дымом, люди - в лаптях, в длинных балахонах, с бородами


Аж вот пришли в город. Богатство городское еще больше удивилось новобранцев


Максим и в казарме был заводителем. Товарищи души в нем не слышали. Одно только мучило его, что жил в вонючий казарме и ел хлеб, который был чорниший земле, да еще и в шаплику ногами мешанный. Капуста, каша – из рта воротится


Взяли его старшие москали с собой на заработки, на прокорм. Ходили по селам, воровали, что неважно лежит, и сразу же и продавали, иногда выпрашивали в дорожных, без денег ели и пилили в кабаках. -


Начальство любило Максима за то, что он ко всему способный, проворный, сильный и умный, из любого положения найдет выход


В скором времени сделали его унтер-офицером


XIII


Максим — старшим


Как стал Максим старшим, то сперва загордился, начал гордиться низшими себя. И скоро стало ему то старшинствование хуже полыни… Нет с кем душу отвести; ни к кому по-братски заговорить; нет на чем своей силы показать


Наткнулся как-то Максим на граматку. Стал своими силами учиться читать, выучился, да и покинул, как никчемную вещь


А здесь возникли разные волнения. Повив и Максим в бой своих москалей. В одном из боев погиб москаль, который перед смертью кричал каких-то Мотрю и Хиврю и просил простить его. Максим узнал, что это знаменоседь Хохолхрущов.


За смелость наградили Максима орденом и поставили фельдфебелем. А здесь и война закончилась. Возвратились домой.


Большее старшинствование было зручнишим для того, чтобы запускал Максим свою пятерню в московские достачи. Стал он больше о себе заботиться, бросил пить, составлял деньги, да и задумал вступить в брак. Запала ему в глаз Явдошка, которая из детства занималась кражами, гулянками. Была красивой, знала это и торговала своей красотой, как жид товаром. К тому времени, как встретил ее Максим, красота Явдошки уже немного помялась, и она призадумалась пристать к какому-то берегу. Так и сошлись они, прожили несколько лет, привыкли друг к другу, а потом и поженились. Жили беззаботно, не очень задумываясь о завтрашнем дне


Прошло десять лет. Беспутная жизнь вытянула из них все деньги. Опомнилась Евдокия. А здесь еще Бог дал счастья – родилась девочка Галя; которая перевернула всю их жизнь. Закончились шутки, гулянки. Стали оба составлять деньги. Максим отпускал своих москалив на «прокормление» и брал в них деньги, а Евдокия скупала и перепродавала награбленное добро


В войне с турками Максим был легко ранен в руку, договорился с врачом, и отпустили его из службы, дали «чистую».


Через тридцать лет вернулся Максим в Пески к родительскому дому. Потом переехал на хутор, выстроил дом, будто господские хороми, конюшню, амбара рубленные, ворота тесаны. Смеялись люди, что москаль крепость себе строит и удивлялись, откуда он деньги на все то берет


ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ


XIV


Нет земли!


Жизнь прожить – не поле перейти


Осенью позвозив Чипка домой хлеб и чинился его молотить. Аж здесь приходит десятник из волости и приносит весть, который пришел из Дона какой-либо мужчина и заявил, что Чипчина земля принадлежит ему


Отобрали у Чипки землю судорог. И он решил бороться, взял у матери пять карбованцев и пошел в Гетманское воевать за свою землю


Солнце уже стояло на вечерней кромке, как подходил Чипка к городу. Первым, кого он здесь встретил, был низенький мужчина, с круглым запухлым лицом, с рыжими толстыми усами. На плечах была накинута московская шинель, унизанная блестящими пуговицами, с зелеными нашивками на вороте


Рассказал Чипка ему о своем горе. Познакомились. Свалили мужчины Василий Порох. Он часто писал пищанам «прошения» в суд, набился и к Чипки в помощники. Послал мальчика у кабак за бутылкой тa пригласил к себе В дом


Был тот дом ужасно неопрятный, с черными, аж заплесневелыми стенами, посреди полы забои, полнолуния мусора; окна темные, черновато-зеленые. Василий Порох выпил водки, предложил и Чипци. Тот сначала отказывался, а тогда и себе выпил рюмку. Водка отчаянная, защипала в роте, немного не похлинувся, аж закашлял… Но спустя некоторое время Чипка ощутил тепло в теле, темные мысли стали проясняться, постоянна просыпаться вера, взяло упорство


Порох написал «прошение», выпили еще. Василий стал рассказывать Чипци о своей жизни, о горе, которое ему причинили господа Польские. Этот предводитель со службы его выжил, брата за что-то в Сибирь заслал. Племянник господский сестру из ума свел. За то и пишет на них Порох во все инстанции. И ничего не значит, потому что везде в господина Польского свои люди


XV


Из легкой руки


Утром вставил Чипка с досадой в сердце, с дурманом в голове. Взял «просьбу», пошел Усуд.


Секретарь Чижик согласился поправить дело, как Чипка даст ему пятьдесят карбованцев. В мальчика дыхание перехватило от такой неправды, кровь прилила ему в главу; сердце затряслось; на виде зблид, а глаза светили, как в волка. Громыхнувши дверями суда, он влечение направления к Пороха, рассказал ему все и уже сам предложил випити. Водка смешалась со страшной злостью – и зажгла сердце


Пошел Чипка домой, и зашел в кабак. Пропил свитку, шапку, вернулся к матери пьяный, расстегнутый. А на утро снова к кабаку…


XVI


Общество


Пить и гуляя, подобрал себе Чипка трех товарищей искренних: Лушшо, Мотню и Крысу. Лушня был высокий, широкоплечий, бравый, с хорошим господским личиком, с черными хорошими усами, с карими веселыми глазами


Крыса себе худощавий, низкая, мышастая, истинная крыса, такой и прыткий


Мотня был который завтовшки, такой величиной с; неповоротливый, неопрятный. Глава огромная, лицо татарское, круглое, как тыква; ноги короткие и толстые, как столбцы. Более всего любил он водку: хлестал ее, как воду


Лушня родился и вырастал в господском дворе. Иметь его была сиротой, и забрал ее господин в свои покое, потому что была она красивой девушкой. А через год родился у нее белолицый черноголовый мальчик Тимошка. Как подрос он, то взял его барич к себе лакеем. Часто присикувався к мальчику и бил за то, что тот будто покрал что-то из расставленных на столе игрушек. Горько пришлось мальчику такая жизнь, злость накипала в молодом сердце. И через год, через два из малого и доброго ребенка сделался какой-либо лихой злодияка. Украдет что-то да и подбросит второму. Безвинного бьют, а он себе украдкой кражу поживет, да еще и смеется потайно.


Но иногда и его совесть мучила. Страшно ему становилось от мысли, которые за все то отблагодарит, хотя не на семь миру, то на том, стыд пик его. Тогда он, чтобы погасить прометейв огонь в измученной душе, приклонялся к стеклянному богу: приучился водочку употреблять. За это били его хорошо, прогнали из горниць, поставили кучером


Стал. Лушня частить у кабаки. Там он и зазнался с Мотней и Крысой, которые тоже повырастали в неболи ворами и разбойниками


С оцимито ледацюгами, гультипаками побратался Чипка. Целый день и ночь пьют, гуляют по кабакам на него средство, а перед миром идут в него дом высыпаться. Вы-Спятся, выкачаются, возьмут с собой Чипку и с добрая его что-нибудь, – да и снова В кабак


Мотря сперва смотрела на такую распущенность, и плакала, и вговорювала Чипку, а потом постоянна ругать, позорить. Соседи подговорили ее пожаловаться в волость. Посадили Чипку пьяного в холодную, незчувся, как и заснул…


Вечером его товарищи разломили стенку холодной и выпустили невольника.


Идет Чипка домой… В голове – хмель; на сердце – зло… Как бешеный бык, налетает на дом… Со звоном повылетали окна, громыхнули в сенях двери. Залетел в дом Чипка с проклятиями, со стыдными словами о матери, которая спряталась от него на печь. Уговаривала его мать, просила покинуть водку, братчикив, которые будут возле, пока будет что пропивать, а как не станет, то где и денутся


Долго еще кричал на мать Чипка, а потом взял с сундука материнскую новую белую свиту и мелькнул с товарищами в кабак


Мотря связала последнее свое збижжячко в узел, последний раз осмотрела свой дом, который сделался пустошью, и, обливаясь слезами, пошла жить к старой баби-пупоризки.


Нет Чипци никакого впину. Пропил все хозяйство и даже одежду. Оставил в латанной свитини, рваных штанах. Босой, голый, без шапки, ходит он по селу от кабака до кабака. Ничего нет!.. Только и осталось, что в токе стожки недомолоченного хлеба…


Лушня предложил продать их кабатчику. Но Чипка твердо заявил, что не продаст хлеб жидови. Вспомнился ему тот недавнее время, когда он, еще весной, назирал этот самый хлеб зеленым, как рута, буйным, как дерево, когда встретился с Галею, – говорил, шутил с ней… Когда он жал его, рано вставая, поздно ложась; вязал снопы, составлял в копны, возил на ток, чувствуя себя хозяином. Душу Чипки обвил жаль за своей работой, за своими надеждами


XVII


Исповедь и епитимья


На второй день, утром, Чипка пошел к давнему товарищу, с которым пасли овцы в деда Власа, к Григорию


Чипка вступил в просторный, чистый, оплетенный двор, засмотрелся на новый, белый, нарядный дом. На пороге дома стояла хорошая, струнка, как девушка, молодица – низенькая, чепур-мамочка


Поздоровкалися. Чипка сказал, что пришел к Григорию, чтобы продать ему хлеб. Григория не было дома, работал в жида в пивници, потому что дома с работой уже управился и не хотел без дела сидеть


Григорий вернулся голодным, сели с Христей обедать, а здесь Чипка снова пришел. Поздоровкалися, пригласили гостя к столу. Чепцы и стыдно стало, и страшно. Неловко осмотрел дом. Была она нарядно отбеленная, теплая и ясная, тихая и щасна. Вспомнил он свои мечты о семье, о Галю, и слезы едва не брызнули з глаз


Христя метнулась к хлебу, к мискам, к печи. Насыпала борща, поставила пляш-ку с водкой. Чепцы сдалось, что он зроду не пил такой доброй водки, не ел такого вкусного борща


Поил Чипка и стал исповедоваться этим искренним, радушным людям. Рассказал о своем горе, о человеческой неправде. Винил всех, кроме себя. Только укор Григория за мать поразил Чипку в самое сердце


Чипка уговорил Григория забрать его хлеб без денег, потому что не хотел пропивать свою работу


Когда он пошел, Христя призадумалась над словами гостя, вспомнила свое сиротство. Мысленно она будто оправдывала его; казался ей Чипка не таким гультипакою и подзаборником, которым его люди считали


В воскресенье Григорий запряг пару быков в телегу да и поехал к Чипки. Мотня, Лушня, Крыса стали помогать Грицькови хлеб набирать, и когда узнали, что Чипка отдал стога без денег, кинугаи работу и начали ему упрекать. Но Чипка не учитывал товарищей и слова своего не изменил


XVIII


Первый степень


Мотря работала на чужих людей, часто упоминала свой дом, хозяйство. И более всего мучили мысли о Чипку, о той проклятой ночи, когда он пьяный пренебрег ее, мать, тяжелыми укорами, обманными словами. А здесь еще и люди несут ей новость за новостью о сыне. Плачет иметь мелкими слезами, зовет смерть к себе


А Чипка совсем пустился берега. Пропил все, остались только голые стены и по-битые окна. Призадумался Чипка: есть, пить хочется, на дворе уже холодно, мороз в дом прется. Как жить? И решили побратимы обворовать господина. Сговорились с кабатчиком, который купит он украденную ими пшеницу, сильно выпили да и пошли к панськихкомор.


XIX


Скользкая дорога


Пошла по селу весть о том, что пограбили господина, а сторожа прибили. Люди указывали на Чипку и его товаришив. Пришли из волости с обыском, все обошли, обсмотрели, а тогда приступили к Чипки, который пьяный лежал на поле. Глава стал допытываться о пшенице, о вбитого сторожа, и Чипка отказывался так уверенно, будто и не он это сделал


Посадили всю четверку в холодную. А им и безразлично, завели шутки, планировали, кого еще обберут, расспрашивали Чипку о стороже. Единое, о чем сокрушались, – водка. Сколько дней не пилили – аж уха попухли.


Не досказали следователи вину братчикив, выпустили, а на второй день пошла по селу слух, которые обворовали главу. Влезли в дом какие-то переодетые «штрашидла»,-связали главе руки и ноги, накрыли кожухом, забрали большую силу денег – да и были такие…


Потом пограбили писаря, и снова все показывали на Чипку, снова обыскивали, допрашивали – ничего!


Люди ругали харцизяку. Только Христя упоминала его пылкие слова о человеческой неправде. Его разговор, грозный, а вместе дорогая фигура бросили белый накал в жалостное женское сердце. Женщина стала печальной, часто плакала, была холодной и неискренней с мужчиной,


Григорий видел все то, догадывался о причине тех потаенных горьких слез – и боялся… боялся за Христю. Часто ночью думал, как развенчать образ Чипки, свихнуть его правду… Аж здесь такие новости о главе и писаре. Григорий первый принес Христи весть и Христом Богом присягался, что то дело Чипчиних рук


Но Христя не стала веселой, а еще сильнее хваталась за свою мысль… «Когда такой мужчина такое делает, что же уже вторые???»


XX


На воле


Объявили волю. Крепостные бросали работу и шли у кабак – «волю женить». Но надо было еще отработать господам два года. Поднялась спирка, соревнование. А здесь подскочила горячая пора: пахота, косовица, жатва, молочение нового хлеба, – никогда было дохнуть, не то что…


Одному Чипци с обществом нет хлопот. Протопят дом гнилой соломой, украдут курку, испекут, съедят – вот им и тепло, и сытые


Люди смотрели на такую жизнь и качали главами


Вот настали святки. Гульба развернулась на все бока. Мужчины всего села не вилы-зять из кабака. Женщины, не бачивши своих мужнин дома третий день, пошли к батюшке и матушки жаловаться. Не помогло


В том же таки кабака, за рюмкой водки завели крепостные разговор о том, что господин Василий Семенович Польский должен заплатить им за два года


На завтра, еще чуть стало сереть, собрались круг волости, взяли старшину с собой и пошли к господину В Красногорку.


Господин отказался платить деньги, обвинил пищан в том, что они бунтовщики, и ночью, как пошли люди по домам, велел запрягать кони – и вместе с женщиной покатил в Гетманское…


На второй день в Песках снова собирали общину: приехал залоговый с посредником, а в скором времени, слидком за ними, вступила москаливсила.


Посредник Кривинський стал допытываться, чего пищани бунтуют? Община стоя-ла на своему: требовала, чтобы господин заплатил за два года. И тогда за дело взялись москали. Поднялся вопль, гвалт; сцепилась потасовка с москалями


Чипка увидел, как упал старый дед Влас. Закипело его сердце, заболила душа… Бега между казаками, призывает их помочь крепостной крестьянам


Его товарищи Мотня, Лушня, Крыса, как увидели, что непереливки, и – только видно – через село…


Бросился за помощью к Григорию – тот молча мерщий от Чипки, и в чужой ого-род, да и присел за лисой


Бросился Чипка к крепостным… Здесь его и схватили. Долго барахтался он в руках москалив; еще дольше его били


Ни крикнул, ни Застонал! Вставил – будто из креста снятый


Обняло его зло нечеловеческое на господ, на москалив, на свойхбратчикив.


XXI


Сон в руку


Спит Чипка. Снится ему или мерещится недавняя гульба. Кабак, залитый мир-лом, гудит от музыки, танцев, пений. А сбоку надвигается темная ночь, словно черная туча. А в той тьме какие-то тени. Два мужчины борюкаються… Тот, что сверху, злой, как зверь, душит нижнего. Присматривается Чипка и познает себя. Ясно вспомнил картину, как он душил сторожа, как в последний раз видел его глаза, которые уже смерть застилала полудой


Вздрогнул Чипка, тяжело застонал, перевернулся на второй бок, да и снова заснул


И снова снится или верзеться ночь, тени, в которых он познает мать и деда Власа


Немного спустя вверху закачалась новая тень. Чистая и ясная, как пожилое погожее утро. Познал Чипка в ней Галю, свою полевую царевну, протягивает к нее руки. Тень закачалась, ясное лицо потемнело; на глазах задрожали слезы… Ему вчувся голос Гали, наполненный болью и гневом. Тот голос ужасно выкрикивал, прорывался в каждую селезенок-точку, в каждую жилочку, морозил его ужасом, потому что раскрывал перед Чипкою все его воровства, грабежи, напоминал об убийстве. Чипка закричал. От него громкого вопля тень задрожала, полетела вверх… Небо загоготало, огняна стрела ударила круг его; кругом все затрещало и запылало огнем… Вот он кругом охватил Чипку… Как глянул он, а то не огонь, то человеческая кровь волнами обступает его… Вскрикнул Чипка – и неистово бросился


Стоял уже вечер. Село утихомирилось, наморенное потасовкой: нигде ни вопля, нет гуку.


Скочив Чипка – и услышал огонь во всем побитом теле. В мыслях сон мешался с бывальщиной, сердце болело, замирало, кипело невменяемым злом… Он вышел надвир - хоть проветриться. Кругом было пусто и глухо!


Душа желала поделиться с кем-нибудь своим бедствием. Стал Чипка на колени среди пустого дома и молился… проклятиями


Таким его и увидел Лушня, не сдержался и стал хохотать на всю свою здоровую грудину


Чепцы стало стыдно, хотя сквозь землю… Его поймали на слезах, он молился и плакал, как малый ребенок. Этот смех, товарищеская измена, докора – вместе бросились ему в главу, схватили за сердце… Финн выгнал Лушню с дома и закрыл за собой двери. Но тот стал рассказывать Чипци, который их тоже захватили солдаты и посадили в черную. Это только недавнечко выпустили. Лушня врал и боялся не провраться. Чипка поверил, ему стало жаль товарищей. Он скочив из пола, быстро отворил двери, впустил Лушню в дом и ставговорити.


Лушня слушал, дух затаивши, боялся пошевелиться, а Чипка все говорил о люде-ську неправду, о мести господам за все несправедливости; о том, что надо их побратимству стать такими, как все люди. От сегодня они бросят пиуи, гулять, найдут работу. Это днем… А ночь-матушка научит, где их лежит…


XXII


Наука не идет к буку


Услышала и Мотря о том, как заступался за людей Чипка, как звал оборонить крепостных, как люто его били за это. Она была теперь сердита на весь мир, на весь мир – на панство, которое ее сына побило. Только иметь умеет вместе простить свой ребенка и болеть ее болями


Чипка, как поднялось солнышко, пошел к бабе, где жила иметь, просить Мотрю вернуться домой. Раскаивался перед мамочкой, извинялся, жаловался, что спина, будто печенная, болит


Не выдержала иметь. Слезы сожаления, докори, брызнули из переполненных глаз, котились по лицу, падали на пол


Того же таки дня, под вечер, Чипка пошел в Крутой Овраг и нанялся молотить. Пра-Цював так, что аж солома летела вверх.


Пищанськи казаки удивлялись такому упорству, смеялись между собой, что и такого верховоду исправила московская лоза


Поступила весна. В Пески приехал посредник наделять крепостных землей. Те перепугались, чтобы с землей не наделил он временами второй неволей, и давай отвечать отказом


Поднялась снова буча и передряга. Настала работа москалям – вгоняют волю силой


Чепцы теперь никогда дослушаться ко всему тому. Вместе с матерью он изо дня в день круг дома работается. Аж стала моложе Мотря, как перебралась в свой дом, на новое хозяйство… Радуется женщина, хвалится людям – не нахвалится своймсином.


Какая жизнь, такое и общество. Зажил теперь Чипка с Григорием душа в душе, а Христя полюбилась Мотрю; часто приходила к нее поболтать, розважитись.


Чипка днем работает, а ночью идет куда-то. Мотря спрашивала, где он бывает, и не допросилась, решила, что с повийницею спизнався, а не признается – потому что стыдно.


А кругом Песок только и слухи, которые о лихих поступках… Там немца-управляющего очистили; там жида, как липкую, ободрано, там к господину в Красногорци добивались; а в другом сели церковь обворовались


Удивляются между себя люди такому не знаемому прежде разбоя и, ложась спать, просят Бога, чтобы целыми встать


ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ


XXIII


Невзначай свои


Была темная осенняя ночь. Люди сидели по домам, каждому было чего-то не по себе. Под такой час всегда тяжело дышится, грустно живется


А Чипка, наперекор миру и людям, какой-либо веселый, рад. Целый день работал, насвистывая сквозь зубы веселую песню, аж ночью уже вошел в дом. Не захотел вече-ряти, набросил на плечо сирячину и быстро куда-то подался


Выйдя из двора, возвратил прямо в поле. Отошел далековато от села, сомкнул пальцы, приложил к рту – и завил, как филин. На этот гук из седого тумана стали выходить какие-то тени


Чипка познал Лушню, Мотню и Крысу. С ними было мужчина пять неизвестных


Поздоровались да и стали сговариваться, где сю ночь будут «рыбу ловить». Решили – у Гершка.


Перед миром подъехало к Ґудзевого хутора две повозки. На них – полно наших «рыбаков». Зашли в дом и давай рассказывать, как Чипка спас Максима, одному покушением вложив здорового, как медведь, кацапа, что ночевал в Гершка. Проклятый медвежатина поймал москаля в западню, так здушив, что у того й дух в пяти залез, а Чипка выручил


Евдокия постоянна угощать братчикив и варенным, и печенным. Максим поставил бочонок водки


К столу подошла Галя, представила печенный поросенка да и засмотрелась на Чипку. Сердце у парня забилось: любо ему стало, весело, что Галя и до сих пор еще помнит його.


После ужина поделили украденные деньги: запрятал каждый по три сотни, потом унесли соломы да и состояли судьбы вповалку.


Не спится Чипци: душно ему, тяжело, не дают спать мысли о Галю.


Вставил Чипка тихо, вышел надвир, закурил


К оли слышит – рипнули двери. Перед Чипкою стояла Галя. В тонкой, белой сорочечци, в одной юбке, с распущенными селезенками, которые, как две гадини, спадали на ее белую шею и спускались на будто выточенные из белого мрамора плечи


Не удержался Чипка, крепко обнял Галю, прислонил к груди и сознался в своей любви. Ничего не сказала ему в ответ девушка, только обвила его шею руками; уста черконулися уст, – да и слились в длинный, горячий поцелуй. Чипка от исступления развел руки. Галя выскользнула – и скрилася.


Нерано проснулись братчики, вытаскали всю солому с дома, сели за стол. Пошла рюмка кругом, решились языки. Только Чипка – как воды у рот набрал, и только знай бросал свой быстрый взгляд на те двери, которыми вчера вошла Галя.


Общество позавтракало да и потащило из двора. Пошел вместе с друзьями и Чипка. И вдруг заметил, что кисета нет. Вернулся в двор и увидел Галю, которая сунула ему кисет в руки, а самая быстрее у двери


Посмотрел Чипка, внутри него кисета второй кисет из синей шелковой материи, вышитый красными цветками


Тепло стало на душе в парня, он улыбнулся и весело возвратил к обществу


XXIV


Разбойничья дочь


Целая неделя лила дождь, как из ведра. Целая неделю не выходил Чипка з двора


Как-то вечером Мотря заговорила с ним о невестке. Ничего не ответил ей Чипка, а в воскресенье собрался идти на ярмарку покупать коня


Только пошел не в Омельник, а прямехонько к Ґудзя на хутор


Стариков не было дома, встретила его Галя. Была она печальная, лицо осунулось, пожелтело


Чипка спросил девушку, пойдет ли она за него замуж, а Галя рассказала, что отдает ее отец за москаля Сидора, который того дня, как все пошли, оставил за столом да и сговорился с Максимом за свадьбу


Аж вот вдруг она повеселевшая, заискрились глаза. Она надумала просить мать, чтобы и уговорила отца отдать ее за Чипку. Только он должен бросить свое ремесло, потому что не может она уже видеть чужих вещей в доме, не может носить чужая одежда, душит ее чужое ожерелье. Хочет она искренне работать, не прятаться от людей, честно смотреть им Увичи.


XXV


Казак — не без счастья, девка — не без судьбы


Вернулся Чипка домой и сразу бросился по хозяйству. А вечером пошел к Сидору поговорить за Галю: чтобы отказался Сидор от нее. Тот согласился, но пригласил денег. Чипка рассчитался с москалем и. на радости поставил могорич всей роте


Розладив Чипка помолвка Гали и Сидора и подговорил Григория идти сватать за него Ґудзивну.


XXVI


На своим добрые


В субботу заслал Чипка старост к Максиму. В воскресенье были оглядини В Чипки.


Евдокию поразил бедный, низенький и тесный дом будущего зятя, не понравилась ей и сватья


Не полюбилась и Мотря Евдокии. Она сдалась ей гордой, напыщенной, недоступ-ною…


Обе матери хотели бы возвратить дело назад, и уже ничего было делать; дело прилюдно виришилось.


На другу воскресенье молодых венчали. Свадьба Максим оказал бучне: музыки играли целую неделю, а водка рекой лилась


Много добрая всякого и скота навезла Галя с собой. Мотря как увидела все, то аж испугалась. Она не знала, где его поставить, куда девать. Максим и Евдокия, смотря на такую тесноту, советовали молодым переехать на хутор, но те не згодились.


Хорошо, весело теперь в Чипчиний доме. Галя украсила стены вышитыми полотенца-мы, печь разрисовала синими цветами


Свекровь жалела и уважала: самая работалась круг хозяйства и возле печи


А круг Чипки Галя не знает уже, как и приходится, чем ему угождает. Живут молодые в радости и любощах. Только иногда упомянут о прошлом. Станет Галя говорить о чесну работу, а Чипка прекословит ей, что тяжелой, кровавой работой добра не наживешь. И все же от искренних слов дорогой женщины сердце его впокоювалося. И он теперь прятался, убегал от своих давних братчикив, откупал от нихгришми.


Покинул Чипка Мотню, Лушню и Крысу и стал дружить с Григорием, стал время-тенько наведываться к нему. Женщины их тоже друг друга полюбились. Когда не Христя в Гали, то Галя в Христе. А там и покумились: Галя окрестила второго сына своей подруги, полюбилась его, как родной ребенка, нянчила, ласкала. Христя смотрит да и вздохнет тяжело. Она видит и слышит, чего Гали надо, и чего Бог не дает ей…


Прошлая зима. Только дождался Чипка тепла, сейчас накупил дерева, нанял мастеров и заложил над самым путем не дом, а целый небольшой дом. Составил рубленный амбар, сарай с конюшней, огородил двор новой лозой, а вместо старых склоненных ворот поставил дощатые, господские, розтворчати. Над воротами, в самый раз посредине, на кружале вырезанная была мужская морда: рот – как в сома, глаза круглые – как у совы, нос - как в кота, а волосы, с продилем посредине – как у женщины… Со всего села совпадали дети смотреть на то пречудо…


Чипка перестал работать на земле, а ездил по ярмаркам, скупал полотна и перепродавал их. В самый раз от него и пошли в Песках полотенщики.


XXVII


Новый возраст


Время не стояло на месте. Воля поломала вековечные цепи, на которые еще с дедов-прадедов приковали к господ когда-то свободные хутора, села. Задурманений неволей люд начал продирать глаза… и ничегошеньки кругом себя не видел, кроме – господ и мужикив!.. Неволя поризнила детей одних родителей, одних матерей; вырыла между ними глубокий


овраг, которого ни перейти, ни переехать… По один бок большой овраги стояли потомки казацкой старшини, московские и польские приблуди, осиротевшие дети Юди, панки и напивпанки в мундирах с медными пуговицами… Все то была ватага, выкормила чужой работой, обута и одетая чужими руками… Теперь она стояла и, как голодный волк, щелкала зубами, посматривая со зла на второй бок оврага, где потомки казачьи копались в сырой земле – без памяти о знаменитой бывальщине дедов своих, без памяти о самихсебе.


Произошли изменения и в Гетманском, и в Песках


Умер предводитель Василий Семенович Польский, а его сына едва уговорили зайня-ты отцовское место. Был он мужчина очень недалекого ума, еще меньшей смелости, еще слабишой воли. Только и родительского, что спесь господская


И времена теперь были совсем не те, чтобы одной спесью жить


Захватил власть в целом уезде и заправлял за спиной у нового предводителя Шавкун – мужчина ни глупый, ни умный. Был он на кону, был и под конем. Его отец был убогий, умер рано. Мальчика отдалили в бурсу ума извлекать, а там немилосердно били за любую вину, или и без вины. Забили к тому, что из моторненького мальчика сделался какой-либо тупица, убойще. Подрос – начал воровать, подбивать товаришив на шалости, а дальше и пить начал. Мучились с ним «святые отцы», мучились, да и выгнали из «философии»… голого, босого и простоволосого! Куда идти? Кто-то, наверное, на шутки советовал идти в университет. Сделался он студентом, и старый грех завов его в холодную, а оттуда на улицу… Побрел он в Гетманское к знакомому Чижику. Тот посоветовал идти на службу. Стал Шавкун служить в канцелярии предводителя. Тихий, покорный, перед старшими шапку издалека снимает. В скором времени умер старый письмоводитель, а Шавкуна перевели на него место. Уже перед ним шапки ломали, но он не возлагал надежды нет на почет, ни на уважение, а ценил только деньги


Так этот-то прониза и подхалим государств теперь целый уезд в руках вместо ленивого « предводительського сынка». Тот и кавычки составил: робы, будто, что хоть, что знаешь!


Настала новая жизнь и для Чипки. Люди его уважали, уважали, потому что Чипка мужчина добрый – в беде поможет. Становой стал ездить к нему в гости. А как стали выбирать земство – то пищани первым назвали Цепкую


XXVIII


Старое — и возобновленное


В летний день среди горячей поры в Гетманское созвали гласных. От пищанськой общины прибыли Чипка и Лоза. Начались выборы в управу. Кто-то предложил выбрать Чипку – и выбрали


Радовался Чипка, который заработал человеческую ласку и почет, собирался служить общине, добро делать. А вышло так, что потерял он покой и судьбу


Выбор его в управу никому не был милый. Казацкая старшина, писаре, главы смотрели искоса, жаловались друг другу, что хам, голодранець, подзаборник выскочил мижпани.


Шавкун слышал это и обратился к Чижику по совету, как избавиться Чипки. Тот подумал минут пять, а тогда полез в шкаф со старыми делами и достал дело, которое завели на Варениченка в связи с кражей пшеницы в господина Польского и смертью сторожа. Дело было давно закрытое, воров не нашли. Но там была приписочка, что «солдатский сын Варениченко оставлен в подозрении».


Чепцы предложили «выйти в одставку», но он наотрез отказался. А через день пришла от губернатора телеграмма с приказом: «устранить гласного Варениченка по неблагонадежности».


Разозлил Чипка, которые украли его честь, душа ославили, бросился к Пороха пи-сати жалобу. Тот в жалобе излияние и всю свою ненависть на господ Польских, что наки-пала длинные года. Через


неделя к предводителю приехал чиновник разбирать Чипчину дело, и ничего не раскопал, хорошо пообедал в господ Польских, поиграл в карты и поехал – только пыль встала…


Горе об горе цепляется


Возвратился Чипка с Гетманского домой с розтроюдженой бедствием в сердце, из упоминание-мы о свои прошлые дела, с мыслями о правде людскую. А здесь встречает его мать, рассказывает, что Максима очень побито. На Красногорку напали разбойники, и сторожа их одигнали… Говорят, такая потасовка была… ‘


Поехал Чипка на хутор, заложил Максима едва живым. Хотел что-то расспросить, и тест закашлял, похлинувся; забулькотило в разбитой груди… и Максима не стало


XXIX


Бедствие не молчит


Похоронивши Максима, Явлений доха продала хутор и перебралась жить к детям. Вместе с ней вступило новое бедствие в Чипчину дом


Первое всего матери не помирились. Евдокия постоянна верховодить, Мотря не смолчала, и пошла бранное слово и сварха. .


Галя и Чипка убегали от тех буч или к Григорию, или работались возле скота


В своем доме Чипка был, как чужой: она ему опостылевшая. Григорий со своими разговор-мы о скоте, нуждах, хозяйство казался ему скучным. Упоминалось парубкування. Это жизнь была, хотя и под пьяным обманом. А здесь – тихо и грустно, как в болоте, а дома - хуже, чем у аду


Стал Чипка снова перекидать лишнюю. Галя его, случайно, уговаривает, а он и сам не может объяснить, что с ним творится, чего ему грустно. Тогда молодица предложила чолови-кови позвать товарищей и может бы хоть немного разогнал свою тоску


Она хотела войти в то общество тихим янголом-«спасителем», научить отчаянные «харцизяцьки» души любви к людям


Поздно увидела молодица, в который переплет вскочил Чипка. Весело ему с давними товарищами: пьет, гуляет и знай поет о нецравду человеческую


Другие порядки завелись в Чипчиний доме. Часто приходят братчики, рюмка летает за рюмкой, вопли, пения. Иногда упоминают свои походеньки. Лушня любил рассказывать, как его мать учила воровать


Редко проходил тот день, чтобы пьяное гульбище не собиралось. Мотря с плачем ставила в укор синови, а Евдокия нарочно пидохочувала его, поздравляла братчикив. Чипка щодень делался все хижишим.


Одной ночи поехал из дома, а вернулся с полными телегами добра. (Это уже произошло после смерти Евдокии.) Мотря постоянна ругать сына, а Лушня занес в главу Чипки мысль, которая это мать свела Евдокию с мира. Не раз повторял эти слова Чипка вслух. Чуткая это Мотря, плакала и у Бога смерти умоляла


XXX


Так это и правда!


Стояла злая зима. Одного вечера в дом к Чипки зашли братчики и семь незнакомых мужчин. Хозяин пригласил их к столу; снова пилили, смеялись, а тогда стали сговариваться идти на хутор к Хоменка.


Галя услышала, что пьяная компания выбралась с дома. Пошел из батрачество и Чипка. В скором времени вернулись. Мотря выглянула из-за комина и затрусила… На каждом были следы свежей крови. Вдруг она услышала детский голос. Старая тихонько вышла надвир и увидела девочку лет десяти в объюшений кровью рубашке. Ребенок с плачем постоянна рассказывать, что она Хоменкова. Ночью на них хутор налетели разбойники, всех побили, порезали, одну ее не нашли. Потом зажгли дом и поехали. Мотря впопыхах одела девочку, обула и быстро повела из двора к волости. Зарева от пожара на Хоменковим хуторе ударило им прямо у вече


В скором времени набежали волосни, обступили кругом дом. Нет одной души не выпустили: всех побрали, связали


Из своей хаты вышла Галя, увидела Чипку со связанными руками, девочку всю в крови:


Так это и правда?! Это она!!! - вскрикнула не своим голосом и неистово залилась божевильнимсмихом.


Христя узнала о страшной новости от Григория и сразу побежала к Гали. Перегодя немного возвратилась самая не своя и сказала, что Галя повесилась


Уже под осень по пути шла целая валка каторжан в Сибирь, Остановилась в Песках. Был там и Чипка. Стоял нахмуренный, кйдав на людей, которые обступили арестантов, грозный взгляд


Чипчину дом опечатали, забили


Мотрю взял Григорий докармливать к смерти. Быстро после того она и умершая. Недалеко от Песок насыпан высокую могилу, а на ней стоит височезний крест. Под ним похоронено восемь невинных душ, утерянных в одну ночь «страшным мужчиной».



Афанасий Мирный «Разве ревут волы, как ясли полные?»

Комментариев нет:

Отправить комментарий