Ежен Йонеско – один из величайших писателей французской литературы, родоначальник « драмы абсурда», классик, в котором французы усматривают « придирчивого наблюдателя, безжалостного коллекционера людской глупоти». Родился выдающийся драматург 26 ноября 1912 года в Румынии. Там Ежен закончил гимназию и вступил к Бухарестскому университету. Получив диплом, излагал французский язык в лицее. В 1938 году для подготовки диссертации, связанной с исследованием проблемы греха и смерти в поэзии из времен Шарля Бодлера, он едет к Франции. На протяжении десяти лет он пишет только свой дневник и ощущает, за него собственными словами, полнейшее равнодушие к театру. Но еще через два года ситуация резко изменилась, и художник становится пылким его почитателем. 1948 года в парижском театре Ла Юшетт режиссером Николя Батаем была поставленная его первая пьеса «Голомоза певица», инсценировка которой вызвала у публики шокированность своей малопонятностью. Диалоги персонажей пьесы представляли собой | обмен фразами, лишенными любого смысла. То, что было скрыто под поверхностью жизни, нашло отображение в пьесе – опустошенность будничного существования, изолированность, отчужденность между людьми в повседневности, где существование превращается в что-то механическое, автоматизированное, неосмысленное. «Голомоза певица», что имела подзаголовок «антипьеса», – один из ярчайших образцов «театра абсурда», где драматург мастерски использовал фарсовые приемы, гротеск, элементы буффонады. Через три года вышла следующая пьеса драматурга «Урок» (1951), которая представляла собой острую сатиру на грубость, которая существует в отношениях между людьми. Своим творчеством Йонеско призвал человечество стямитися, изменить свои духовные ориентиры, чтобы не скатиться в пропасть отчужденности и бездуховности
Позднее в статье «Трагедия языки» Ежен Йонеско с тревогой отмечал: теряя себя, человек теряет язык, который превращается в болтовню, которая ведется для того, чтобы ничего не сказать». Среди известнейших пьес драматурга есть «Носороги» (1959) – они представляют собой аллегорическое изображение человеческого общества, где озверение людей – закономерный результат общественного порядка. Главный герой пьесы Беранже становится свидетелем того, как жители небольшого провинциального городка превращаются в носорогов. Беранже теряет свою любимую Дези, которая наконец отдает предпочтение интересам стада носорогов, отказываясь от искреннего и сильного чувства. Только Беранже, этот неудачник и идеалист, к останку сохраняет свою человеческую природу, не подчиняется чувству «толпы» и остается человеком. Так в творчестве писателя впервые появляется герой, который противостоит силам тоталитаризма. Не случайно, что первые зрители и критики связали идею это произведения с антифашистскими взглядами самого автора. Со временем драматург, объясняя замысел пьесы, говорил, что это, несомненно, антинацистское произведение, но « прежде всего это пьеса против коллективных истерий и эпидемий, которые скрываются под личиной ума и идей, но не становятся от этого менее серьезными коллективными заболеваниями».
В 1962 году вышла из печати сборник литературно-критических статей и эссе Ежена Йонеско « Заметки и заметки им наперекор», в которых автор размышляет над современным состоянием искусства, театра, языки. Он считал, что абстракционистский театр – это театр поисков, то-атр-лаборатория, а самая важная задача искусства усматривал в открытии огромных пространств, которые находятся внутри самых людей. Образцом театра Йонеско считает футбольный матч из него непредсказуемостью, динамизмом, драматизмом, наслаждением видгри.
В 1970 году Ежен Йонеско был избран членом Французской академии, а через два года состоялась премьера его последней пьесы «Макбет». Отойдя от литературного дела, писатель поселился в Швейцарии, в небольшом и тихом городке Сен-Гален, где посвятило свое время живописи и коллекционированию картин. В 1998 году Ежен Йонеско умер
Биография писателя: Ежен Йонеско (1912-1998)
Комментариев нет:
Отправить комментарий