понедельник, 15 июня 2015 г.

Чему ссорились Кайдаши?


Больше чем столетия отделяет нас от времени написания и. Нечуем-Ле-Вицьким повести «Кайдашева семья», но жизнь героев, их поступки и поведение волнуют нас и сейчас. В чем же секрет такого долголетия литературного произведения? Мне кажется, в первую очередь, в художественном мастерстве автора. и. Нечуй-Левицкий не берет предметом исследования каких-то выдающихся, необыкновенных событий, не бросает своих героев в водоворот испытаний. Он показывает будничную семейную жизнь, день за днем, год за годом. И отмечает, что не все могут пройти испытание временами и «семейными войнами» и сохранить при этом достоинство, поэтическое душу


и. С. Нечуй-Левицкий высоко ценил народное творчество и каждый раз обращался к ее непочатым источникам. Язык повести «Кайдашева семья» густо пересыпанная, будто жемчугом, народными афоризмами, поговорками, остротами, песнями. Правда, эти народные выражения очень часто бывают « с перцем».


Старый Кайдаш говорит к Карпу: « В гурте каша естся, а гуща детей не розгонить». «Хоть между дровами, лишь бы с черными бровями»,- отвечает Лаврин матери на вопрос о бракосочетании. Кайдашиха «распустила на весь дом мед своим языком», высказывая пожелание Мелашци: «Будь же, дочь, здоровая, как рыба, годная, как мальва, веселая, как весна, рабочая, как пчела, а богатая, как святая земля!» А самая при этом думала: «Долго придется мне учить эту Мелашку… Когда бы хоть не была такая сатана, как Мотря». Этим автор подчеркивает такую черту Кайдашихи, как льстивость и лицемерие. Чтобы развлечь и успокоить Мелашку, Балашиха говорит: «Девка, как верба: где должности, то примется»,- хоть самая с печалью отмечает: «У нас была, как мальва заплесневелая, а теперь такая стала, как цветок дряблый». Словами сказки рассказывает Мотря родителям о свекрови: « У меня свекровь - злая змея: ходит по дому, пламенем на меня дышит, а из носа гонить дым кужелем».


Суеверность крестьян, их темноту и невежество и. Нечуй-Левицкий показывает особенно через эпизод заговора знахаркой бабой Палажкою болезни Кайдаша: «Помъяни, господи, раба божьего Омелька и те книжки, которые в церкви читают: ермолой, бермолой, савтирю и еще тую, которая телятиной обшита… Крест на мне, крест на спине, вся в крестах, как овечка в репъяках…»


Итак, использование фольклора предоставило произведению и. Нечуя-Левицкого неповторимого национального колорита, содействовало его выразительности и более глубокому раскрытию психологии героев


Язык повести «Кайдашева семья» богатая на сравнение, которые служит, вместе с другими художественными средствами, успешной реализации идеи


Например, автор так говорит о Кайдаша, подчеркивая его губительную страсть: «…Красный перец в водке дразнил его, будто игрушка малый ребенка». Кайдашиха «стояла над душой в Мотри, будто есаула на барщине». Мотря «телипалася на стене, будто паук на паутинные». Мелаш-Ка «завстряхивала ручонками, будто птичка крыльями».


В повести использованные гиперболы. Мелашка «проплакала все слезы, которые собрались за всю жатву, и полила ими материнский садик». На каждой странице произведения можно встретить много и других тропов и лексических средств: эпитетов («под ее сладкими словами прячется горькая полынь»), метафор (горшок завизжал, застонал, « в доме грызла Мелашку свекровь»), синонимов («они вместе визжали, насиловали, ругались», свекровь с невесткой пищали, лаяли, шипели, орали, кляли, наделали шума).


Высокое мастерство оказал писатель в использовании диалогов. Это предоставило произведению напряженного, динамического и даже драматического звучания


Достойное особого внимания применения автором в повести разных средств юмора и сатиры. Это комические ситуации (Мотря с яйцами на стремянке, ошибочное ухаживание монаха к бабе Палажки и прочие), комические диалоги ( как Лаврин с Карпом себе нареченных выбирали). Из такого, например, диалога обрисовываются характеры братьев: суровый, неразговорчивый, переборчивый у Карпа и кроткий, шутливый, поэтический у Лаврина.


А чего стоит и сцена, когда «не черная туча с синего моря наступала, то выступала Мотря с Карпом из-за своего дома к плетню. Не сизая туча над дубравой вставала, то приближалась к плетню старая видроока Кайдашиха…». Использованный здесь с одной стороны прием параллелизма, отрицательного сравнения, а с другого - торжественный «батальный» тон для описания никчемной ссоры создают непревзойденную комическую картину, хотя и с видтинкомсуму.


То же очевидное большое художественное мастерство и. Нечуя-Левицкого в использовании всех художественных средств языки, в выражении авторской позиции - человек не должен терять самоуважения при любых обстоятельствах и вместе с тем уважать право других на собственное достоинство. Недаром и. Франко относил повесть «Кайдашева семья» «к наилучшим оздоб украинского писательства».


Все произведения и. С. Нечуя-Левицкого дышат правдивостью изображения народного жизни. Нечуй-Левицкий в своих произведениях отбил стремления народа к лучшему жизни, его ненависть к угнетателям. Писатель внимательно наблюдал все черты жизни народа. Усвойх произведениях он показал не только замечательные картины быта украинского села, стремление трудовых масс к новому жизни, но и отобразил, как морально губит человека порождения эксплуататорского порядка. Эту тему он раскрывает в повести «Кайдашева семья», которая вышла из печати в 1879 году. «Большой мастер зрения», Нечуй-Левицкий не мог не затронуть эту тему. Писатель видел, как жестоко изуродовал крепостнический порядок простой люд. Но и после отмены крепостнической системы жизни народа не улучшилось. На смену барщине пришла «голодная воля». Новый капиталистический порядок порождает и новое бедствие - борьбу за «твое» и «мое» среди крестьян. Частная собственность морально губит людей, они становятся жестокими и грубыми, их богатый душевный мир постепенно закрывает тьма. Образа «Кайдашевой семьи» - это жертвы эксплуататорского порядка, морально изуродованные люди


Герои повести - старый Кайдаш из Кайдашихою - бывшие крепостные. Тяжелая работа на барщине наложила на них свои отражения: герои очень рано зистарилися. Это видно из портрета Омелька Кайдаша: «Кайдаш строгал ось. Широкие рукава закачались к локтям; из-под рукавов было видно здоровые загорелые жилистые руки. Широкое лицо было худощавое и бледное, будто лицо у монаха. На сухом высоком лбе набегали густые мелкие сморчки. Кудрявый посеченный волосы торчал на голове, как пух, и блистало сединой». Итак, портретное описание Кайдаша свидетельствует о тяжелой жизни во времена крепостничества. Теперь в Кайдашив появились благосостояния, но и для этого немало приложить силы надо было Кайдашеви. А которой же стала Кайдашиха? За барщины она служила в господ. Ее брали в господский дворец еще девкой за кухарку. Ту т она набралась всего господского, ее язык стал льстивым, в ее душе розвинулась какое-то уважение к господ. Маруся переняла все господские привычки, да и самая хотела стать «панею» хоть в своей семье. Она старается во всем верховодить. Пренебрежительно и грубо относится к своим невесткам, к мужчине. Недаром за господские привычки на селе прозвали Кайдашиху «панею економшею».


Жизнь Кайдашив было более или менее мирным, пока Карп и Лаврин не оженились. После бракосочетания сынов начинается беспощадная борьба за «твое» и «мое». Каждый из синив считает себя истинным хозяином. Ссоры между ними ведутся за раздел родительского хозяйства. Молодицы и себе готовы повыдирать друг другу глаза за какие-то мотовила или кружки. В этих постоянных ссорах проявляется мелочность героев. Сын бьет отца, невестка выкалывает свекрови глаз. И за что? За то, что при ссоре Мотрина ребенок разбил кухля Кайдашихи. И вот уже в обеих домах полно гвалта: летят горшки и полумиски, кричат дети. А Кайдашиха умышленно размазала кровь по всему виду да и побежала через все село с окровавленным лицом. Мотрю за бабу посадили в холодную. Но это помогает? Ссоры между Мотрей и свекровью, Мотрей и Мелашкою не прекращаются. Молодежи калечат друг другу скот, выбивают окна, воруют яйца. Бранные слова и потасовки между двумя семьями иногда затихают. Но не надолго. В скором времени они снова начинаются. Эти люди совсем загрубели, они постепенно теряют свои наилучшие черты. Автор изображает две семьи, как две вражеские силы, которые готовы броситься друг на друга: «Две семьи, как две черные тучи приближались одна к второй грустно и понуро». К чему же дошли эти люди, которые даже собаки, позадиравши хвосты, стояли и изумленно смотрели на них?! А сколько гвалта и вопля было через ту грушу?! Мотря готовая была повбивати Мелашчиних детей за то, что те сорвали себе несколько груш. Карп и Лаврин и себе начали доказывать, чья это груша. И борьба эта, которую породила частная собственность, не заканчивается. Потому что пока будет существовать эксплуататорская система с ее главнейшим злом - частной собственностью, до тех пор не прекратится то безграничное стремление человека к владению вещами


Но самое страшное, что и Мотря, и Малашка, и старый Кайдаш та самая Кай-Дашиха - люди, которые имеют богатый душевный мир. Каждый из них имеет какие-то замечательные черты характера, которые хорошие способности. Взять, например, старого Кай-Даша. Из первых строк повести мы узнаем, что Омелько - добрый, трудолюбивый мастер. Это человек, который постоянно хочет к примирению в семье, человек с доброй, чуткой душой. А сыны? Карп - волевой, смелый человек. Он имеет самостоятельный ум, умеет постоять за себя. Лаврин выделяется среди других образов своей поэтической, песенной натурой, пылким сердцем. Какой певучий и красивый и кроткий у него язык! Когда парень впервые увидел Мелашку, он с увлечением любуется ею: «и где ты, красота, уродилась с твоими шовковитими бровями; когда бы ты была кукушкой в роще, то я тебя и там упиймаю». А Мелашка? Как нежно и верно любит она своего Лаврина, как грустит, когда его нет рядом. Ее лиризм, красота души, внешняя красота - все это изображается автором с такой нежностью! Да и Мотря - проворная, трудолюбивая женщина, умеет защитить себя. А старая Кайдашиха? Разве она не любит детей? Разве не добрая и не опрятная хозяйка?


Но все эти прекрасные черты характера, все замечательные способности этих людей постепенно гибнут, теряются. Куда может пойти Кайдаш, чтобы не видеть потасовок и не слышать ссор? В кабак. Здесь он выливает свое горе за рюмкой. Это доказывает его к белой горячке, и он утопает почти в луже. Карп становится грубым, черствым человеком, который не уважает родных родителей, но постоянно отстаивает свое право на «мое». «Ходим в волость,- говорит Карп братнины,- потому что я своей частицей не уступлю». Лаврин тоже теряет свою лирическую душу. Он, как и Карп, упрямо борется за свое «мое». Гибнет и прекрасная душа Мелашки, которая попала в это пекло. Она вместе со свекровью каждый день ругается с Мотрей. Кайда-Шиха готова съесть свою старшую невестку. Кто же виновный в том, что люди с прекрасными чертами гибнут морально? Виновный в этом существующий порядок. В обстоятельствах эксплуататорского порядка эти черты и замечательные способности героев не могут развиваться, они гибнут под влиянием социального зла - частной собственности. Эти черты характера и способности тратятся не на пользу обществу, а на борьбу за «твое» и «мое». Ус ю свою энергию, свежие силы совсем молодые люди отдают ссорам, бранным словам и потасовкам. Жаль становится цихлюдей.


Но разве нет таких и в наши времена «Кайдашевих семей»? Конечно, есть. И сейчас встречаются люди, которых не беспокоит жизни общества. Главная их задача - приобрести побольше вещей. Но в нашем обществе человек ценится не за богатством, а за умом, за ее способностями. И люди, которые вся своя жизнь отдают корыстному делу,- это морально убогие, ограниченные люди. Им не место в нашем обществе. Итак, тема произведения, которая была раскрыта и. С. Нечуем-Левицким больше ста лет тому, актуальная и ныне.



Чему ссорились Кайдаши?

Комментариев нет:

Отправить комментарий