понедельник, 22 июня 2015 г.

Созвучность поэзии и. Франко с народнописенною творчеством

Фигура Ивана Франко в истории украинской литературы — это фигура великана духу, представителя народных дум и стремлений. Живая непрерывная связь с народными корнями предоставил его творчеству ту художественную правдивость, которая наснажуе истинную, сердцем писаную поэзию. Поэтическое наследство Ивана Франко созвучная с народнописенною творчеством. Он ощущал и удачно использовал в своих стихах песенную образность, обрабатывал жанровое разнообразие фольклорного сокровища, замечательную ритмомелодику украинских песен. В цикле « Веснушки» мы находим органические для народного мировоззрения образа и мотивы. Просыпается природа, на весеннее поле выходит пахарь, жаждущая земля ждет на добрый засив: Судьба грядки капля, Красоту садит, ум сеет. («Ой что в поле за дымовое?..») Поэтическое воображение Франко гармонично объединяет собственные художественные находки с традиционной образной системой, воплощенной в народных песнях (« месяц-князь», «ясное личенько», « девушка-пахучая цветок», « девушка-зирничка», « слезы- росы», «румъянее личико»). Нередко находим в Франковий поэзии своеобразно обработанные и наполненные новому содержанием народные паралелизми: Развивайся ты, высокий дуб, Весна красная будет! Распадутся пута виковий, Проснутся люди! («Развивайся ты, высокий дуб...», из цикла «Украина»). Характерные для него творчества и народнописенни противопоставления. Например, в стихе «Женское сердце! Или ты лед студеный...» из цикла «Сонеты» поэт спрашивает, чем есть загадочное женское сердце — льдом студеным или цветом весны? Но наиболее ярко прослеживается связь с народными песнями в лирической драме Франко «Завядшая листва». Целые строфы дышат этим песенным чаром: Неси же меня, коню, по чистому полю, Как вихор, который тутка гуляет, Ачень, бегство я от злой боли, Что сердце мое разрывает. («Безмежнее поле в снежном завою...») Поэтическое богатство фольклорных традиций нашего народа найповнише воплотилось в «Второму жмутку» « Завядшего листвы». Здесь наталкиваемся на удивительно мастерские фольклорные стилизации: «Зеленый явор, зеленый явор...», «Ой ты, девушка, из ореха зерно...», «Красная калина, чего в лузе гнешься?», «Ой ты, дубочку кудрявый...», «Ой сожаления мой, сожаления...». Об органической родственности этих стихов с песенным народным творчеством убедительно свидетельствует то, что некоторые из них в самом деле стали народными песнями. А о песне « Как услышишь ночью край свойого окна», составленную на стих Франко, мало кто знает как о произведении литературного происхождения, настолько близкая она к народному духу. Свидетельством этого является существование большого количества вариантов текстов и музыки, основой для которых стал стих и. Франко. Непосредственность переживаний, яркая образность и на чудо гармоническая ритмомелодика — первейший залог успеха этой поэзии в народном восприятии: Как услышишь ночью край свойого окна, Что что-то плачет и хлипает тяжело, Не беспокойся совсем, не сбавляй себе сна. Не смотри в тот бок, моя птичка! Сие не та сирота, который без мамы блука, Не голодный нищий, моя зорко; Сие отчаяние моя, невтишима тоска, Сие любовь моя плачет так горько (« Как услышишь когда-то...») Поэтическое творчество Ивана Франко обозначенная тем мастерством, которое формирует тонкое ощущение родного слова и усвоения многовекового народнописенного опыта, который есть тем бесценным сокровищем, что его Франко уважал превыше всего: Колодец и с живой, чистой водой — То творческий дух народа, а хоть у сумм обвитый, Спива к сердцу сердцем, языком живой. Как начало колодца нам на все закрытый, Так песня и из источников тайных ллесь слезой, Чтобы сердце наше чистым жаром зажечь! («Народная песня», из цикла «Сонеты») II «Песня и работа — большие две силы» /. Франко В народе говорят: доброе начало — половина дела. Наглядным подтверждением этой истины могут служить «начала» творчества многих писателей-классиков, их «першовирши» ( по названию одноименной антологии), где нередко задавался камертон на всю дальнейшую жизнь. Творческий путь Ивана Франка начинался сонетом «Народная песня»: Колодец и с замечательными струями — То люда моего дух, который, хотя у сумм обвитый, Спива к сердцу сердцем и словами. Франко сразу же не только ощутил, но и услышал песенное звучание духа своего народа. В детстве ему часто пела иметь, а уже гимназистом ходил украинскими селами, визбируючи в нотатник фольклорные жемчужины (найповнише их собрание вышло из печати в виде книги «Народные песни в записях Иван



Созвучность поэзии и. Франко с народнописенною творчеством

Комментариев нет:

Отправить комментарий