суббота, 13 июня 2015 г.

Анализ поэмы Александра Блока «Отплата»

С самой большой силой идея гнева и мести, идея мятежа выражена в поэме «Отплата» и в близлежащей к нее цикли стихов «Ямбы», что представляет вершину гражданской лирики Блоку. «Поэма« Отплата » была задумана в 1910 году и в главных чертах накиданная в 1911 году»,-писал Блок в предисловии до этого произведения. Поэма писалась, когда «уже был ощутим запах гари, железа и крови». Блок старался передать в ней свои мысли и настроения, свое предчувствие надвигается буры. Эти предчувствия и ожидания представляют лейтмотив поэмы. «Отплата» - самая важная веха на пути идейного и творческого роста поэта. Сам Блок это ясно осознавал, заявив, что «поэма обозначает переход от личного к общему» (Записники, июнь 1916). Поэма, которая осталась незавершенной, была задумана как широкая картина российской истории второй половины XIX и начала XX столетие


Блок изучал самые разные исторические материалы, был намерен отбить (частично и отбил) наиболее значительные события в жизни России: покушение на Александра II, студенческие волнения, «польскую смуту», похороны Т. Шевченко, Деятельность революционных демократов, движение народников, реакцию 80-х лет, накануне первой революции, события 1905 года и т.д. Поэт мыслил показать на фоне этих событий и в связи с ними судьбу трех поколений дворянского рода


« В эпилоге, - писал он, - должен быть изображено грудной ребенка, которого держит и убаюкивает на коленах проста иметь; … сын растет; … он начинает говорить по слогам вслед за матерью:« и я пойду навстречу солдатам … и я брошусь на них штыки … и за тебя, моя свобода, сойду на черный эшафот ».


В ярких художественных образах, В суровых ямбических стихах, в которых ощущается упругий ритм пушкинского « Медного всадника», воссоздает Блок историческую картину России, сопоставляет два столетия:


Столетие девятнадцатый, железный,


Воистину жестокий возраст


Тобой в мрак ночной, беззвездные


Беззаботный брошенный человек!..


В те года далекие, глухие,


В сердцах властвовали сон и мгла:


Победоносцев над Россией


Простер совиные крылья …


Двадцатое столетие … Еще бездомней,


Еще более страшная жизнь мгла


Еще чорниша и огромней


Тень Люциферова крыла


Блок создал также цикл стихов «Отплата» (1908-1913). Если в стихе 906 года «Русь», где Россия представлена как сказочная страна с пересказами старины, Блок рассматривал волшебников, колдунов как романтические атрибуты древней Руси, то теперь колдун у него - зловещее чудовище, Победоносцев, которого еще в 908 году в статье о Л. . Толстому Блок назвал упырем. Представление поэта о черных силах России частично перекликается с гоголевским фольклорным образам, в частности к образу колдуна у «Страшной мести». 2 октября 905 года Блок писал А. Белому по поводу статьи последнего «Луг зеленый»: «Больше близкого, чем у тебя о госпожа Екатерине, мне нет ничего». Блок имел в виду трактования О. Белым образа госпожа Екатерины в повести Гоголя: «Россия уподобилась символического образа спящей госпожи Екатерины, душу которой украл страшный колдун, чтобы подвергать пытке и мучить ее в чужом замке … В колоссальных образах Екатерины и старого колдуна Гоголь бессмертное высказал вылов спящей родины - Красавцы


В поэме «Отплата» эта концепция откликнулась по-новому: в символических образах спящей красавице-россии и колдуна Победоносцева:


Он странным колом очертил


Россию, заглянувши ей в глаза


Стеклянным взглядом колдуна;


Под умный говор сказки чудной


Заснуть красавцы не тяжело,


И осунулось она,


Заспать надежды, думы, страсти …


Образ страшного колдуна, хищной птицы преследовал воображение Блоку к Октябрю, оторвавшись от своего прообраза - Победоносцева и превратившись на широкое социальное обобщение. Такое изображение России совсем не говорит о пессимизме Блоку: ведь эти пасмурные картины были связаны с буржуазной Россией. Поэт жил мечтой о революционной бурых, о радостных перерывах:


и сразу от жизни,


И к нее сумасшедшая любовь,


И страсть и ненависть к отчизны …


И черная, земная кровь


Обещает нам, раздувая вены,


Все разрушая рубежи,


Неслыханные изменения,


Невиданные мятежи


Свой оптимизм, Веру у обновления жизни, свое понимание цього, человеческого в ней Блок высказал в яркой, афористической фразой:


Сотри случайные черты -


И ты увидишь: свитпрекрасний.


Познай, где свет, - поймешь, где тьма


Поэма «Отплата», как уже говорилось, не была завершенная. В 1919 году поэт сознавался, что не ощущает «ни нужды, ни охоты заканчивать поэму, полную революционных предчувствий, в годы, когда революция уже состоялась». И тем не менее поэма имеет большое художественное и познавательное значения. Она показывает, какой огромный шаг в своем развитии сделал Блок от «Стихов о Прекрасной Даме» за сравнительно короткий период. С другой стороны, поэма свидетельствует, что путь Блоку к революции был естественным и закономерным. Из черновиков «Отплаты» Блок изъял ряд отрывков и объединил в цикл «Ямбы»; сюда вошло 2 небольших стихов, написанных с 1907 по 1914 рик.


Глубоко значительно именно заголовок цикла. Дело не просто в том, что стихи этого цикла ( как и поэма «Отплата») написанные четырехстопным ямбом. В эти года Блок настойчиво стремился согласовать свою поэзию с жизнью. Мир воспринимался им музыкально - в звуках, шумах, ритме. В предисловии к поэмы «Отплата» он писал:


«Я думаю, что простейшим выражением ритма того времени, когда мир, который готовился к неслыханным событиям, так усиленно и планомерно развивал свои физические, политическая и военная мышцы, был ямб. Вероятно поэтому вызвало и меня, издавна гонимого по мира бичами этого ямба, отдаться его упругой волны … »Пролог поэмы завершается выразительной рядышком:« Дроби, мой гневный ямб, камни! »



Анализ поэмы Александра Блока «Отплата»

Комментариев нет:

Отправить комментарий