Назвавши свой сборник «Солнечные кларнеты», П. Тычина подчеркивает мелодичность, музичнисть своих стихов, отмечает близость лирики к музыке. В стихах этого сборника поэт отбивает лишь переживание и настроения, навеянные природой, любовью, собственными раздумьями
В стихе «Расскажи, расскажи мне, поле...» лирический герой и пейзажный рисунок стиха слились воедино в гамме нежнейших минорнихпочуттив.
Расскажи, расскажи мне, поле:
Чего редко растут колосочки?
- Ой дождей мне бы надо, дождей, а не пота...
Лоскут изможденного поля, гонимые ветром в срединном поднебесье тучи, бедный и изможденный работой плугар на поле. Но не ему, трудящемуся, раскрывает природа свои объятия. Не ему принадлежат пространства богатой земли, орошенной потом миллионов таких, как он
В поэзии «Когда в твои глаза смотрю...» поэта окутывают чувство печали и тоски из другой причины: возникает разногласие между идеалом и реальностью. В глазах возлюбленной девушки лирический герой хотел бы видеть и ощутить красоту прозрачного неба, целое море замечательных, ясных звезд, «что где-то там горят — улыбаются». Однако ему только кажется, что он видит. К тоске и сумму присоединяется еще и отчаяние:
Ах, глаза, те глаза!... Кохана,
Чом сердце твое не такое?
Нет радости и счастья в любви, которая навевает воспоминания об осеннем завядшем дне. Эту мысль поэт раскрывает несколькими образными деталями:
Туман посматривает,
Сухая бадилина качается...
Спит комья трудный
Пасмурные семинарские будни угнетали молодого П. Тычину, поэтому в своих стихах он стремился солнечного весеннего жизни и любовь, уквитчаного искренней взаимностью, светлой радостью
Другим есть настроение поэта в стихе «Ой не кройся, природа. ..» Чувство грусти и тоски поэта здесь имеют эпизодичный, временный характер. Хоть природа и « в тоске по лету», хотя «сычи разрыдались в лузе», и приятной есть осень, селезенки которой «укрыла прозолоть». С нежностью обращается к природе поэт: «Вероятно, и сердце твое взолотила печаль, что такая ты ласковая».
В народной поэзии змалювання пейзажей осени сопровождается, как правило, показом картин грядущей весны — с ласковым ветром, бушеванием трав, зеленью деревьев
В отдельных стихах « Солнечных кларнетов» поэт достиг языковой гармонии в змалюванни героя и природы. Показательным относительно этого есть стих «Рощи шумят...» Лирический герой воспринимает природу с чувством радости, с волнением ждет на что-то новое, неведомое. Он слушает, любуется, идет, не знает, «чего души... так весело», Но все ждет кого-то, поет. В этом стихи ощущается, что воображение поэта опережало мысль; не всегда успевал художник передать словами свои впечатления от увиденного в природе. Отрывистый язык — свидетельство взволнованности лирического героя:
Гей, звон гудит — и издали.
Мысли прядет — наднивами.
Над нивами — приливами
Купая меня, мовластивку.
Мелодия звона захватывает, пленит, окутывает, окружает поэта со всех сторон. И он в этом получает творческое воодушевление и наслаждение
Поэтическим гербом П. Тычины, казалось бы, должна была стать скрипка. В самом деле, скрипка — ближайший, тончайший знак, который умеет передать тревожные и печальные, радостные и счастливые настроения тонкой и нежной поетовой души
Мастерство воспроизведения настроений человека через образа природы (за сборником «Солнечные кларнеты») ии вариант
Комментариев нет:
Отправить комментарий