Дедал Стивен - один из трех дублинцев, описанных в романе(Стивен Дедал, Леопольд Блум и его жена Мэрион Блум). Принципиальная, формообразующая черта романа - связь с "Одиссеею" Гомера, которая выражается в многочисленных и прозрачных сюжетных, тематических и смысловых параллелях, намеках, аллюзиях. Для большинства персонажей "Улисса" в поэме Гомера есть прототипы: Стивен Дедал - Телемах, Леопольд Блум - Одисей( в латинской традиции - Улисс), Мэрион(или Молли) Блум - Пенелопа.
Линии трех главных действующих лиц романа развиваются параллельно, но тесно переплетенные между собой. Все три персонажи - верб прямому и в переносном понимании - странствуют по исполинскому просторную семисотстраничного романа. Стивен Дедал, с которым читатель знаком по предыдущему творчеству Джойса, разочарованный жизням, да и самым собой, идет рано утром из башни Мартелло и пускается в одиссею по Дублину. Странствует по столице Ирландии 16 июня 1904 г.
( в романе Джойса этот день из жизни трех людей - символ не только истории Ирландии, но и всего человечества) рекламный агент Леопольд Блум, у которого так же, как в Дедала, есть немало оснований быть неудовлетворенной жизням. Осуществляет свою одиссею и певица с дублинского кабаре Мэрион Блум; эти "странствования" - при том, что Молли, удаваясь к воспоминаниям, не побросает своей кровати - в каком-то смысле именно увлекательно з трех
Стивен, который соотносится с гомеривським Телемахом, представляет в романе интеллектуальное начало, Блум(он же Одисей) - материальное, Молли Блум(Пенелопа) - чувствительное; если Стивен - это символ "художника", то Блум - маленького человека, воспетого многими писателями XIX, - XX вв. Молли же - олицетворение жизнеутверждающей, даруючой плоти. В Д. С., как нет в каком другому персонаже, ощущается неразрывная связь "Улисса" с другими книгами Джойса : со сборником рассказов "Дублинцы" и с романом "Портрет художника в юности". Д. С.
- главному герою и "Портрета" и "Улисса" - дано имя, нагруженное многими смыслами. Д. С. - это и христианский мученик Стефан; судьба художника, намекает Джойс, - быть гонимым, жертвой, "мучеником". Еще прозрачнее аллюзия Д. С. на хитроумного мифического мастера Дедала, что создал и крыла, что возносят к небу, и запутанный лабиринт, - многозначная метафора пути и назначение художника. Мысли Д. С. постоянно связанные с двумя темами: родина и религии. С одной стороны, Д. С.
- патриот Ирландии, из другой - ради нее он не желает жертвовать своей свободой и призванием художника; то, что Д. С. порывает с церковью, что его мучает совесть(он отказался выполнить волю умирающей матери и помолитися за нее), особенно роднит его с Джойсом. В результате конфликта со своим другом и завистником Быком Маллиганом Д. С.
Побросает башню Мартелло и отправляется в школу в дублинское предместье Долки, где дает урок истории, а потом разговаривает на исторические темы с директором школы Гэрретом Дизи, протестантом, противником независимости Ирландии. В этом эпизоде, как, впрочем, и в усих других, видимый второй план - поэма Гомера : Телемах(Стивен) в надежде узнать о судьбе Одисея(Блума) посещает старца Нестора(Дизи). Из школы Д. С.
Возвращается в Дублин, где ко встрече с Маллиганом проводит время на березе моря, удаваясь наедине мыслям и воспоминаниям, которые потребовали от литературоведов многотомных комментариев. В девятом эпизоде "Сцилла и Харибда" Д. С. снова, как и в предыдущем эпизоде, демонстрируя мощность интеллекта и богатство своего ассоциативного мышления, вступает в спор с представителями культурной элиты Дублина, отстаивая и развивая собственную - очень оригинальную - теорию Шекспира, его биографии и творческого лица. Отношение Д. С.
К дублинским интеллектуалам неоднозначно: пренебрежение, скепсис объединяются с комплексом изгоя, человека, который отвергли, которым пренебрегали. В эпизоде "Быкы Гелиоса" происходит наконец встреча "отца" - Одисея - Блума и "сына" - Телемаху - Д. С. Встречаются они уже вечером, в публичном доме, однако у общения пока не вступают - сечение двух основных линий романа еще пунктирно. После длинного, постепенного сближения основные линии сходятся в эпизоде "Цирцея", где и происходит кульминация романа. Проникнувшись к Д. С.
Симпатией и сочувствием, Блум идет за ним в бордель Бэллы Коен(хозяйка борделя и есть Цирцея), а потом, когда Д. С., пораженный видениям матери, которая умерла, разбивает светильник и выбегает на улицу, идет за ним, не отходит, когда его бьет пьяная солдатня, после чего сопроводит в безопасное место. В эпизоде "Евмей" Блум и Д. С. сидят вместе в чайний - две линии сошлись окончательно. В "Итаке" Д. С.
Попадается к Блуму домой, излагает даже ему свое кредо художника, однако счастливого "единение душ" так и не происходит: выпив чашку какао и помочившись в садике, Д. С. отбывает в неизвестном направлении. Две линии, не успевши сойтись, разошлись снова.
Улисс характеристика образа Стивена Дедала
Комментариев нет:
Отправить комментарий