Гоголь показывает их в порядке возрастающей моральной деградации. Сначала это Манилов, увичливий, с приятными чертами лица; мечтательный человек. Но это только на первый взгляд. Пообщавшись с ним немного, вы воскликнете: «Черт знает, что такое!» Его мечтательность эта праздность, паразитизм, безволие
В Коробочке Гоголь представляет нам другой тип российского помещика. Хозяйственная, гостеприимная, хлебосольная, она вдруг становится «дубинноголовой» в сцене продажи мертвых душ, боясь продешевить. Это тип человека себе на уме
В Ноздреве Гоголь показал другую форму разложения дворянства. Писатель показывает нам две сущности Ноздрева: сначала он лицо открыто, отважное, прямое. Но потом приходится убеждаться, что общительность Ноздрева безразличное панибратство с каждый встречная и поперечным, его живость - это неспособность сосредоточиться на каком-нибудь серьезном предмете или делу, его энергия пустая растрата сил в кутежах и дебошах. Главная его страстишка, по словам самого писателя,»нагадить ближнему, иногда совсем без всякой причины».Собакевич то самое что Коробочка. Он, как и она, накопитель. Только в отличие от Коробочки это умный и хитрый скряга. Ему удается обмануть самого Чичикова. Собакевич грубый, циничный, неотесанный; недаром он сравнивается с животным (медведем).
Этим Гоголь подчеркивает степень одичания человека, степень омертвения его души. Завершает эту галерею « мертвых душ» «дыра на человечестве» Плюшкин. Это вечный в классической литературе образ скупого. Плюшкин крайняя степень экономического, социального и морального распада людской личности. К галерее помещиков, которые есть по сути «мертвыми душами», примыкают и губернские чиновники. Кого же мы можем назвать душами живыми в поэме, да и есть или они? Я думаю, Гоголь не собирался противопоставлять удушливой атмосфере жизни чиновников и помещиков жизни крестьянства. На страницах поэмы крестьяне изображены далеко не в розовых красках. Лакей Петрушка спит не раздеваясь и «носит всегда с собой какой-либо особая мера». Кудри Селифан не дурак выпить. Но именно для крестьян у Гоголя находятся и добрые слова и теплая интонация, когда он говорит, например, о Петре Не Умывай-Корыто, Иване Колесо, Степане Пробке, ловкому мужику Еремею Сорокоплехине.
Это все люди, о судьбе которых автор призадумался и задался вопросам: «Что вы, сердечные мои, поделывали на столетии своему? Как перебивались?»Но есть на Рухе хоть что-то светлое, что не подвергается коррозии нет при которых условий, есть люди, которые представляют «соль земли». Взялся же откуда-то сам Гоголь, этот гений сатиры и певец красоты Руси? ЕСТЬ! Должно быть! Гоголь верит в это, и потому в конце поэмы появляется художественный образ Движении- Тройки, которая бросилась в будущее, в котором не будет новосибирских, плюшкиних. Мчится вперед птица-тройка. «Русь, куда же несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа».
В поэме Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» перед нами появляется авантюрист Чичиков, помещики Манилов и Собакевич, Ноздрев и Плюшкин, чиновники губернского города - все они страшные своей вульгарностью. Герцен писал: «Можно было из ума сойти увидев этого зверинца из дворян и чиновников, которые слоняются в глубочайшем мраке, покупают и продают мертвые души крестьян. В самом названии поэмы было страшно для всего крепостнического порядка обобщения и носило в себе, по словам Герцена, «что-то наводящее ужас».
«Темному царству» новосибирских, Плюшкиних и собакевичей Гоголь противопоставил свою любовь к России, веру в российский человека и восхищение им. Гоголь писала: «Русь! Русь! Вижу тебя с моего удивительного, прекрасного далекая, тебя вижу: бедно, разбросанно и неприютно в тебе... Но какая же непостижимая, тайная сила тянет к тебе?..» С чрезвычайным патриотическим воодушевлением говорил Гоголь о безбрежных российских пространствах, ее волшебной природе, песнях, живому, бойком уме российского человека, «замашистом» и точном российском слове
Конфликт « Мертвых душ» Гоголя - в противоречии современной ему действительности: огромнейшей силе народа и его закабаленности. Автор обратился к самым актуальным проблемам того времени: залога помещичьего хозяйства, моральному виду поместного и чиновничьего дворянства, их взаимоотношениям с крестьянством, судьбы народа в России. Решая эти вопросы, Гоголь добавил «Мертвым душам» идейно-политическое содержание
Гоголь выставил на свет моральное гниение поместного дворянства, оголил его неспособность к перспективному хозяйствованию. И мы, читая его произведение, понимаем, что мертвыми душами на самом деле есть такие крепостники, как Плюшкин и Манилов. За мертвыми душами дворянства Гоголь увидел живые души крестьянства. Бессмысленные Митяев и Миняев, забитые Прошки и Пелагеи, не знающие, «где право, где лево», покорные, ленивые и распущенные Петрушки и Селифани появляются от безграничной зависимости от узурпаторской власти помещиков, которые обрекают крестьян на подневольную, изнурительную работу и беспросветное невежество
Но, несмотря на крепостнический деспотизм, лишение и ненастья наперекор разлагающему моральному влиянию господствующего класса, простой россиянин народ сохранил в себе самую большую силу духа. Это народ богатырского ума, щедрого сердца, чрезвычайного дарения и непреодолимого поезда к воле. Прославляя трудовой народ, Гоголь предоставляет своей антикрепостнической поэме оптимистичное звучание
На протяжении всей поэмы утверждения простого народа как положительного ее героя органически соединяется с прославлением Родины, с этическими и гражданско-патриотическими суждениями, которые отбиваются в лирических отступлениях автора. Гоголь говорит об «живом и бойком российском уме», страстно призывает читателей сохранить в себе настоящие человеческие чувства, высказывает мысли о роли писателя
В поэме Гоголь изображает одновременно два Русь: поместно-оюрократическую и народную, показывая их враждебность. Пламенно-лирическое отступление о бесконечной любви к Родины, о признании ее большого будущего: «Русь! Русь!» перерывается грубым окриком фельдъегеря: «Вот я тебя палашом!..» - так встретилась прекрасная мечта Гоголя с окружающей его ужасной самодержавной действительностью. Поэма заканчивается гимном российскому народу, его могущественным возможностям и большому будущему: «ех, птица тройка, кто тебя выдумал?» Гимн российскому народу - это та положительная, гражданско-патриотическая идея, которая обусловила в «Мертвых душах» и сатирическое изобличение правящего дворянства, и жизнеутверждающий оптимизм
Гоголь с чрезвычайной силой поэтического мастерства показал мизерность, убожество замкнутого эгоистического существования, очень рельефно нарисовал образа людей, погрязших в «плетне мелочей», повседневного жизни, которые не желают признавать ничего, кроме своего индивидуального, незначительного и мертвого мира. Писатель охарактеризовал всю жестокость той силы, который владеют «хозяева жизни», одновременного глубоко оголяя вдаванисть и эфемерность их величия, иллюзорность их представлений о жизни, о своем могуществе. Образа Гоголя раскрывают в широкой социальной перспективе «недвижное» застойное. Художественные обобщения писателя несут в себе конкретные черты определенного времени и ярко характеризуют тех людей, которые живут за чужой счет, за счет работы других социальных групп
Те, кто живет за счет других, боятся потерять свое привилегированное положение, боятся жизненных изменений, не принимают новое, свежее - они настоящие мертвые души, путь к живой душе у них очень длинный, и едва ли они способные его пройти
«Мертвые души» поэмы Гоголя
Комментариев нет:
Отправить комментарий